« Желания духа и плоти. часть 3. (аудиопроповедь. Оксана Воробей 2020.11.08) | Главная | Рождественское служение 2020.12.27 »
Рождение свыше, когда и как происходит.
Автор: admin | 25 Дек 2020
Рождение свыше, когда и как происходит.
Стать дитём Божьим можно единственным способом — это родиться от Бога, от благой вести о Христе и от Духа Святого (Иоан. 3:5). И только рождение от Духа Святого делает человека дитём Божьим, новым творением во Христе Иисусе (2Кор. 5:17). Этого невозможно достигнуть ни через научение, ни через воспитание. Как уже было сказано, путем воспитания вера может перейти от родителей к детям. Какая вера была у родителей, такая перейдет и к детям. Если у родителей была живая, нелицемерная, Божья «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6), то такая же вера перейдет и к детям. И эта вера обязательно проявится в личном покаянии и принятии Иисуса Христа в свое сердце как личного Спасителя и Господа. А если у родителей была вера мертвая, номинальная, то такая же будет и у их детей. Такая номинальная вера может сделать человека религиозным, но не дитём Божьим. Вот почему такому не только глубоко религиозному человеку, но и учителю религии, каким был Никодим, Христос сказал: «должно тебе родиться свыше» и «кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Иоан. 3:1-10). Писание говорит, что Бог «тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими, которые не от крови, … но от Бога родились» (Иоан. 1:12-13).
Когда же происходит рождение свыше?
Во время уверования, обращения к Богу, в момент покаяния. Всякое ли покаяние приводит к рождению свыше? Нет не всякое. А только искреннее, сердечное покаяние, которое сопровождается, или вернее порождается, глубоким сознанием своего греховного погибшего состояния, жаждой спасения, глубокой верой, что Иисус Христос умер на кресте Голгофы лично за твои грехи и дает прощение и спасение всем, кто обращается к Нему с верой и покаянием. Истинное покаяние сопровождается «достойными плодами покаяния» (Лк. 3:8), то есть оставлением греховной жизни (Еф. 5:8) . В ответ на такое покаяние Дух Святой производит такую перемену сердца человека, через которую человек становится дитем Божьим и вступает в период духовного детства.
В чем же смысл рождения свыше? Какова его «духовная анатомия»? Другими словами, что происходит в человеке при духовном рождении?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к тому времени, когда Бог сотворил первого человека. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. В чем состоит этот образ и подобие, или какие общие признаки у Бога с человеком, венцом Его творения? Можно указать на несколько признаков образа и подобия Божия в человеке при его сотворении. Главными из них являются следующие: человек был создан бессмертным (вечным), безгрешным (святым) и имел троичную природу: он состоял из духа, души и тела(1Фес. 5:23). Эти три составляющие человека были расположены в определенной иерархии: руководящим органом был дух человека, который управлял душой, а душа управляла телом. В этом состояла гармония и целостность человека, в этом был залог общения человека с Богом. Человек был духовной личностью. Получалась такая идеальная картина: Бог имел общение с человеком через дух человека (Рим. 8:16), дух руководил душой (Гал. 5:16,25) и душа руководила телом (Рим. 14:5). Особенно ярко выражен образ Божий в человеке в устроении его души. Подобно тому, как Единый Бог состоит из трех Ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), так и единая душа, как личность, состоит из разума, чувств и воли. Подобие Божие в человеке состояло в том, что человек был сотворен Богом бессмертным и безгрешным. Подобие Божие в человеке, то есть признаки бессмертия и безгрешности человека будут рассмотрены подробно во второй главе.
Что же произошло во время грехопадения? Грехопадение стало великой трагедией человека. Эта трагедия состояла в том, что произошло глубокое повреждение природы человека — его духа, души и тела. Человек утратил подобие Божие — он стал тленным, смертным и страстным то есть греховным. В теле его начался процесс тления или старения, а в душе стали бушевать греховные страсти (Рим. 7:5). Бог запретил человеку есть от дерева познания добра и зла, и сказал: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:16-17). Когда человек нарушил заповедь Божию, он умер, духовно умер. Как телесная смерть состоит в отделении тела от души, так и духовная смерть состоит в отделении души от Бога. В результате духовной смерти дух человека стал «мертвым», бездейственным, не способным осуществлять общение с Богом, образно выражаясь, дух человека «попал в темницу души». В результате человек перестал быть духовной личностью и стал душевной личностью, он потерял первоначальную троичную природу. Поврежденная грехом душа человека узурпировала власть и стала управлять телом самостоятельно, без руководства духа. С момента грехопадения люди стали «душевными, не имеющими духа» (Иуд. 1:19) .
Поэтому невозрожденные люди в своем естественном состоянии, по причине грехопадения, являются мертвыми для Бога (Еф. 2:5; Рим. 5:12), «будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф. 4:18). Даже тот человек, кто в этом мире, по своему воспитанию, ведет нравственную жизнь, в глазах Божьих выглядит не лучшим, чем обыкновенный погибший грешник (Ис. 64:6; Рим. 3:23), нуждающийся в спасении не менее чем разбойник на кресте (Лк. 23:42) . Поэтому слово Господне со всей определенностью говорит, что всякий невозрожденный человек, независимо от образа жизни, живет «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, . по своим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов и является по природе чадом гнева» (Еф. 2:2-3).
Что же происходит во время рождения свыше?
Через рождение свыше Бог начинает восстанавливать в человеке утраченное подобие Божие. Когда человек слушает Слово Божие и внимает ему, то под воздействием Духа Святого в человеке рождается вера Божия (Рим. 10:17), проявляемая в деле веры (Иак. 2:17), то есть в покаянии пред Богом (Мар. 1:15; Деян. 26:20), и тогда Дух Святой возрождает в человеке его мертвый дух, ибо «рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:6). Другими словами, силою Духа Святого человеческий дух «оживотворяется» (Еф. 2:5), освобождается из темницы души и поставляется на свое место быть руководящим центром человека и осуществлять общение человека с Богом (Рим. 8:16). Восстанавливается нарушенная грехопадением троичность человека, гармония и иерархия — дух, душа и тело. Человек снова становится духовной личностью, призванной жить и поступать «не по плоти, а по духу» (Гал.5:25; Рим. 8:4).
Иногда занятие человеческим духом своего руководящего положения встречает сопротивление со стороны греховной плоти, и тогда происходит борьба между возрожденным духом человека и его греховной плотью, как об этом написано в Гал. 5:17. Если христианин идет по пути освящения и сораспятия со Христом (Рим. 6:6, 8:13; Гал. 5:24), по пути духовного подвижничества (Лк. 13:24;1Тим. 6:12; 2Тим. 4:7; Евр. 12:4), то с помощью благодати Духа Святого он начинает восстанавливать в себе подобие Божие, то есть достигать такого состояния, когда он может «духом умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:13), и жить не по плоти, а по духу (Рим. 8:1-2; Гал. 2:19-2 0; 5:16,25).
Таким образом, рождение свыше — это начало восстановления в человеке образа и подобия Божия. Сначала происходит восстановление троичности человека, когда дух человека оживотворяется и возвращается на положенное ему место. В дальнейшем, в процессе духовного возрастания и освящения, происходит восстановление подобия Божия, то есть святости: «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1Петр. 1:15; Рим. 6:22). Это относится, в основном, к нашей душе: «ибо в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Это восстановление подобия святости (освящение) происходит путем принятия верою и осуществления в практической жизни обетований Божьих, через которые христианин «делается причастником Божьего естества» (1Петр. 1:4), то есть святой Божьей природы. Достижение святости, или процесс освящения, — это задача всей жизни христианина, его духовного подвижничества. Заключительная стадия восстановления подобия Божия в человеке относится к его бессмертию и касается его тела, когда при встрече со Христом христианин получит новое бессмертное преображенное тело. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3:2). «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:20-21).
Результаты рождения свыше.
В результате рождения свыше человек переживает неизреченную радость спасения (Иоан. 15:11; 1Петр. 1:8; Рим. 14:17). Эта радость спасения имеет совершенно иную природу, чем простое человеческое веселье, ибо она является следствием общения оживотворенного человеческого духа со Христом в Духе Святом. Радость спасения является важным признаком возрожденного христианина, и она побуждает его свидетельствовать о Христе Спасителе, дающем эту радость всем, кто принимает Его в свое сердце как личного Спасителя.
Во время рождения свыше Дух Святой обновляет душу человека — его разум, чувства и волю. Человек становится «новым творением во Христе Иисусе» (2Кор. 5:17). Его просвещенный разум становится способным понимать то, что от Духа Божия (1Кор. 2:14-16), помышлять о горнем и святом (Кол. 3:2; Фил. 4:8), его освященные чувства наполняются «чувствованиями Христовыми» (Фил. 2:5) и его воля соединяется с волей Божией (Мф. 6:10; Рим. 12:2). Через покаяние и рождение свыше Бог «избавляет человека от власти тьмы и вводит в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13).
Когда Дух Святой трудился над душой грешника, обличая его в грехе (Иоан. 16:8) и побуждая его к покаянию, Он находился вне сердца человека. А когда грешник обращается к Богу с покаянием, он открывает свое сердце для Христа и в момент рождения свыше Дух Святой поселяется в сердце возрожденного человека. Поэтому Апостол Павел говорит детям Божьим: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3:16) . «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор. 6:19).
Какие же обетования Божьи усваивает верою христианин на ступени духовного детства? Другими словами, что человек получает от Бога в результате покаяния и рождения свыше? Перечислим это по порядку. Прежде всего, человек, который приходит к Богу с верою и покаянием, получает прощение грехов: «пишу вам дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1 Иоан. 2:12). «И вас, которые были мертвы во грехах, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:13). Первородный грех, возникший в результате грехопадения первых людей, в каждом человеке проявляется в его конкретных грехах, поэтому все люди являются грешниками, «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23). По этой причине все они находятся под гневом Божьим (Иоан. 3:36) и подлежат наказанию, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Благодаря голгофской жертве Господа Иисуса Христа, Бог дает прощение всякому человеку, приходящему к Нему с верой и покаянием.
Человек через веру и покаяние получает от Бога драгоценный подарок — спасение, или жизнь вечную, «ибо благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8); «обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1 Иоан. 2:25; 5:13) . Это значит, что если жизнь такого верующего человека по какой-то причине обрывается здесь на земле, то душа его идет в рай к Богу, чтобы пребывать с Ним в вечности (Лк. 23:43). О положении такого спасенного человека в вечности более подробно говорится во второй главе.
Рожденное от Бога дитя Божье получает искупление: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1:18-19), «в Котором мы имеем искупление кровью Его» (Еф. 1:7). Что же такое искупление? Это, пожалуй, одна из самых трудных для понимания истин в сотерологии — учении о спасении. Искупление — это Божий способ спасения рода человеческого. Суть этого способа состоит в том, что Христос уплатил выкуп за спасение людей: «вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:19-20) . Кому же Христос дал этот драгоценный выкуп, Свою святую кровь, за спасение людей. Некоторые полагают, что Христос принес выкуп сатане, чтобы освободить людей от плена диавола, который через грехопадение поработил всех людей. Но такая точка зрения ошибочная, так как сатана владеет людьми этого мира не на законных основаниях, а через коварную хитрость и обман: «нет, не умрете, но будете, как боги» (Быт. 3:4-5). Поэтому сатана является насильником и узурпатором и, следовательно, ему не положено никакого выкупа. Христос Своим голгофским подвигом совершил победу над этим узурпатором, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними собою» (Кол. 2:15). Благодаря этой победе, Отец Небесный «избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13).
Так кому же Христос Своей голгофской жертвой дал выкуп, чтобы спасти людей? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что Божья природа зиждется на двух основаниях: на святости (праведности, справедливости) и на любви (милосердии, сострадательности). Для спасения людей Бог должен был применить такой способ, который не противоречил бы Его природе. Его святость, Его справедливость требовала наказать грешных людей, преступников Божьего Закона, а Его любовь, Его милосердие желали помиловать их, несчастных жертв диавольского обмана. И вот Бог нашел такое решение этой проблемы, чтобы не была нарушена Его природа: чтобы была соблюдена Его святость, то есть, чтобы грех был наказан, и удовлетворена Его любовь, то есть, чтобы грешник был помилован. Это было достигнуто через искупительную жертву Его Сына Иисуса Христа. Поэтому Христос Своей голгофской смертью принес выкуп Божьему правосудию, удовлетворив Божью справедливость, «предав Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2). Христос является непорочным Агнцем Божьим, который взял на Себя грехи всего мира (Иоан. 1:29). «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). Благодаря тому, что во Христе грех был осужден и наказан, Бог может проявить Свою любовь: помиловать грешника и простить его грехи. Вот как об этом пишет Г. К. Тиссен в своей книге «Лекции по систематическому Богословию»:
«Смерть Христова представляется, как уплата выкупа. Идея выкупа — это идея уплаты положенной цены, чтобы освободить другого от уз. Таким образом, Иисус сказал, что Он пришел отдать Свою жизнь в выкуп за многих (Мф. 20:28; Мр. 10:45), а потому о деле Христовом говорится, как об искуплении (Лк. 1:68; 2:38; Евр. 9:12). Этот выкуп оплачен не сатане, а Богу. Долг, который необходимо было уплатить, — это долг перед свойством справедливости Божией. У сатаны не может быть законных притязаний на грешника, а потому нет нужды искупать грешника у него, чтобы освободить этого грешника».
Следующее, что получает человек, приходящий к Богу с покаянием, — это примирение с Богом: «Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10). Через грехопадение люди поставили себя во враждебное отношение к Богу, ибо первородный грех, то есть греховная испорченность человека, является не чем иным, как вызовом Богу, бунтом против Него. «Потому что плотские помышления (первородный грех) суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Из-за этого люди стали отчужденными от Бога и «врагами по расположению к злым делам» (Кол 1:21). С тех пор «гнев Божий пребывает на них» (Иоан. 3:36). Иисус Христос Своей крестной смертью удалил эту вражду между Богом и людьми. «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею» (Еф. 2:14¬15) . «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор. 5:19). Это примирение с Богом получает всякий человек, который приходит к Богу с верою и покаянием.
Через веру и покаяние человек получает оправдание: «итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Что же такое оправдание? Человеку, приходящему к Богу с верой и покаянием, Бог проявляет не только милость в виде прощения его грехов, но оправдывает его, то есть снимает с него вину и провозглашает его праведным, не виновным. Г. К. Тиссен в упомянутой выше книге пишет:
«В возрождении человек приобретает новую жизнь и новую природу, а в оправдании — новое положение. Оправданием мы можем назвать такой акт Божий, посредством которого Он объявляет праведным того, кто верует во Христа. Оправдание является декларативным актом. Оно не является чем-то, что может совершить человек, а чем-то, что можно возвестить о человеке. Оно не делает человека правым или праведным, но объявляет человека праведным».
Таким образом, человеку, приходящему к Богу, «вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5). Бог облекает такого человека в праведность Христову, поэтому христианин имеет возможность «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3:9).
Возрожденный христианин получает запечатление Духом Святым: «в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13; 4:30; Рим. 8:16). Что означает запечатление Духом Святым? Это такое действие, когда Бог полагает на Свое дитя печать Свою, как Он некогда «положил печать Свою» (Иоанн. 6:27) на Сыне Своем Иисусе Христе. Печать в жизни людей используется для удостоверения какого-то факта, изложенного в документе. Так точно и в духовном мире, печать Божья — это удостоверение определенного духовного факта, а именно рождения от Бога (Иоанн. 1:13). Запечатление Духом Святым — это удостоверение этого факта посредством свидетельства Духа Святого: «Этот самый Дух (Святой) свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божьи» (Рим. 8:16).
При рождении свыше происходит первоначальное освящение человека: «По этой-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10; 13:12). Поэтому Писание всех детей Божьих называет святыми (Рим. 1:7; 1Кор. 1:2; Кол. 1:2). Первоначальное освящение выражается в обновлении сердца: «итак, кто во Христе, тот новое творение» (2Кор. 5:17; Иез. 11:19,20; Евр. 10:14-16). Бог обновляет всю душу человека — его разум, чувства и волю так, что христианин может понимать духовные истины (1Кор. 2:14-15) и мыслить о горнем (Кол. 3:2), может иметь чувствования Христовы (Фил. 2:5) и волю свою подчинять воле Божьей (Мф. 6:10).
При рождении свыше происходит запись в книгу жизни на небе, (Лк. 10:20; От. 13:8; 20:15; Фил. 4:3) новорожденного дитяти Божьего. Запись в книгу жизни является гарантией того, что христианин наследует Царствие Божие в вечности (Отк. 20:15; 21:27), если он сохранит верность Господу в течение своей земной жизни (Евр. 3:14).
И самое главное, что через рождение свыше человек становится дитем Божьим: «а тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими, которые … от Бога родились» (Иоан. 1:12-13). Писание называет детей Божьих также сынами и дочерями (2Кор. 6:18; Гал. 3:26; 4:5). Но в этом названии (сыны и дочери) содержится не только признак их рождения свыше, но и их духовного возрастания. Можно сказать, что сыны Божьи — это дети Божьи, продвинувшиеся по пути освящения и духовного возрастания.
С момента возрождения, живущий в душе христианина Дух Святой, заботится о нем, и не только о его материальном, но особенно о его духовном благополучии, то есть о его духовном возрастании. Он не хочет, чтобы возрожденный христианин оставался духовным младенцем, но чтобы он возрастал в «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
О духовном возрастании уверовавших во Христа должны заботиться и служители поместной церкви. Для этого полезно проводить с ними беседы о результатах рождения свыше, чтобы они сознательно их приняли верою в молитве с благодарением. Необходимо разъяснить им законы духовной жизни, чтобы они выполняли их в своей жизни.
И. В. Музычко “Живое христианство и тайна беззакония.”
Поделитесь о нас с друзьями!
Темы: Изучаем Библию | Ваш отзыв »
Комментарии закрыты.