« Евроазиатская богословская семинария | Главная | О молитве по Слову Божию. (2 из 3) »
О молитве по Слову Божию. (1 из 3)
Автор: admin | 23 Янв 2013
О молитве по Слову Божию. (1)
Минск, 1997г.
ВСТУПЛЕНИЕ
«Случилось, что, когда Он в одном
месте молился, и перестал, один из
учеников Его сказал Ему: Господи!
научи нас молиться, как и Иоанн
научил учеников своих». (Лук.11:1).
Жизнь Иисуса Христа на земле была неразрывно связана с молитвой. Об этом очень ярко сказано в послании ап.Павла :«Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение» (Евр.5:7).
Если И.Христос нуждался в молитве и много молился Отцу Небесному, то тем более мы, находясь в немощной плоти, нуждаемся в постоянной молитве перед Всевышним Богом, чтобы избежать всевозможных искушений, которые мы постоянно встречаем в нашей жизни. Искушения приходят к нам от диавола, от мира сего и от нашей плоти и победить их без молитвы невозможно. Однажды И.Христос предупредил своих учеников: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна»(Мф.26:41).
Но, к сожалению, они спали и не смогли избежать искушения, которое пришло к ним и все в страхе разбежались, а Петр даже отрекся от своего Учителя и Господа.
Обращения учеников ко Христу с просьбой научить их молиться не было оставлено без ответа. Господь научил их знаменитой молитве «Отче наш».
«Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле , как и на небе;
Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Ев.Луки 11:2-4).
Христиане всего мира знают эту молитву и молятся ей Отцу Небесному. Позже мы будем размышлять об этой молитве. Ученики Христа нуждались, чтобы небесный Учитель научил их молиться. Мы тоже нуждаемся в этом. Молитва есть дыхание христианина, его жизнь. Трудно представить себе христианина, последователя Господа И.Христа, чтобы он не молился или не умел молиться. Состояние нашей молитвы, отношение к молитве свидетельствует о духовной жизни христианина. Духовная жизнь стоит в прямой связи с молитвой. Чем сильнее молитва, тем полнее духовная жизнь. Молитва, как мы уже сказали — это дыхание. Чем сильнее физическое дыхание организма, тем здоровее организм. Слабое дыхание — организм больной. Так и в духовной жизни. Много молитвы — много духовных сил.
Люди ищут радости в жизни и не могут найти постоянной глубокой радости, приносящей удовлетворение, дающей успокоение внутреннему духовному человеку. Библия провозглашает путь радости в молитве, в общении с Богом! «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек». (Пс.15:11).
Это испытанный и проверенный путь получения радости и блаженства и кто шёл и идет этим путём — путём глубокой, искренней, побеждающей молитвы, тот получил настоящую радость и больше не пожелает сойти с этого пути. К сожалению, не все христиане знают этот путь и идут им.
Многие ищут путь радости в общении друг с другом, в служении, в песнях, в музыке, в чувствах и эмоциях, в смехе. И, конечно получают какую-то радость. Но полнота радости сокрыта в близком общении с Богом посредством молитвы, молитвы в «духе», через Святого Духа, как и сказано в Слове Божием: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26)
«А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым». (Иуды.1:20).
Такие молитвы приносят молящимся неизречённую радость. Если молитва является для нас средством общения с Богом, диалогом с нашим Небесным Отцом и она приносит нам удовлетворение и радость, то мы на правильном пути. И если мы ищем возможность молиться на всяком месте — мы на правильном пути. Но если молитва для нас в тягость, нам не хочется молиться и мы не имеем глубокой побеждающей молитвы, если нам трудно молиться и мы молимся формально, по обычаю, то мы ещё не познали Господа, как надо и не вкусили Его благости. В таком случае мы еще на опасном пути в служении Господу и нам нужно приложить еще немало стараний, чтобы приблизиться к Нему через Его Святое Слово, чтобы уразуметь путь радости и жизни.
С Божией помощью мы продолжим наши размышления о молитве и будем просить Бога, чтобы Он научил нас молиться, ибо молитва открывает нам небо. Я не знаю, войдет ли кто-нибудь на небо, в Царствие Божие без молитвы? С молитвой — да!
СУЩНОСТЬ МОЛИТВЫ
Для некоторых христиан молитва их перед Богом — это: «Господи, спаси меня и мою семью, дай здоровье мне и моим родным и кровным, дай хлеб насущный и сохрани нас». Получается: дай Господи, дай и дай. И в завершение молитвы еще произносится молитва «Отче наш» в той форме, в какой дал ее Господь Своим ученикам. Конечно, это тоже есть молитва перед Богом, но Бог ожидает от нас не только одних просьб «дай», «благослови», «спаси» и «помилуй», но чего-то большего.
Исследуя молитву «Отче наш» и молитвы Самого Господа Иисуса Христа и всех мужей Божиих, мы находим, что истинная молитва должна состоять из таких элементов, как исповедание славы и могущества нашего Бога, Его величия и силы, восхваление Бога, прославление Бога, благодарение Бога, поклонение Богу, защита, ходатайство, прошения, моления и другое. Молитва «Отче наш» начинается словами исповедания величия и славы нашего Бога, Который на небесах, Который Есть Творец, Создатель, Вседержитель, Сохранитель. Затем восхваление: «да святится имя Твое» , затем провозглашение воли и Божественного порядка на земле, как и на небе . Затем наши нужды и заботы о хлебе насущном, о прощении грехов наших, об избавлении от лукавого и заканчивается молитва опять на ноте восхваления и прославления Бога — «Ибо Твое есть Царство и сила и Слава во веки». Аминь.
Об этом добавлено в молитве «Отче наш» по Ев. Матф. 6:9-13. Прочтите в Деян.4:24-31, как молились Апостолы и первые христиане: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море и всё, что в них! …»
Апостолы и первые христиане, несмотря на существующую реальную угрозу от книжников и первосвященников, свою молитву к Богу начинали с прославления, с исповедания Владычества Бога над всей Вселенной, в том числе и над властями и людьми, и только потом обращались к Господу: (ст.29) -«И ныне, Господи, воззри на угрозы…» И Господь дал ответ на такую молитву, так что «поколебалось место, где они были собраны и исполнились Духа Святого…» Бог не мог не ответить на такую молитву. В Священном Писании мы имеем много примеров таких молитв как в Ветхом, так и в Новом Заветах: Псалмы, молитва Соломона (3Цар.8:23-61), молитва пророка Илии (3Цар.18:37-39); молитва пророка Исаии (гл.64), молитвы ап.Петра, Павла, Иуды и другие.
Нам нужно вникать в Священное Писание и учиться молиться, как молились Святые Божии мужи.
Размышляя о сущности молитвы, отметим еще одну очень важную истину, что молитва — это место ожидания откровения или ответа от Бога. Поэтому мы должны уметь не только говорить Господу, но и слушать. Давайте не будем уподобляться людям, которые обращаются к Господу так: «слушай, Господи, говорит раб Твой», но будем похожи на Самуила, которого священник Илия научил отвечать Господу так: «Говори, Господи, слушает раб Твой».
Так молясь и так поступая, мы дадим возможность Господу действовать через Дух Святой в нашей жизни и жизни церкви, возможность руководить нами через Его Божественное Помазание и Божественное водительство. Народ Божий имел это водительство, когда Бог вывел его из Египта и вёл его через пустыню в землю обетованную столпом огненным ночью и столпом облачным днем (Исх.13:21-22; Числ.14:14).
ВОЗМОЖНОСТЬ МОЛИТВЫ
Возможность молитвы огромная. И.Христос сказал своим ученикам:
«Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» — (Мф.11:24).
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного…» (Мф.18:19-20).
Данные стихи Священного Писания о молитве и многие другие являются обетованием (обещанием) для нас от Господа и мы должны доверять Господу в том, что Он даст нам ответ на наши молитвы.
Посредством молитвы мы познаем Бога. Без молитвы познать Бога невозможно. Бог по своей сущности и Природе — Святой, а мы люди — грешные. Между Праведным и Святым Богом и грешными людьми не может быть никакого общения. Но Бог также по Своей Природе — есть Любовь и Сострадание и Он не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы грешник получил прощение грехов и спасение. И поэтому человек должен сделать молитву о прощении и помиловании первым шагом к Богу. И если человек делает этот шаг к Богу, то Бог прощает грешного человека через Господа нашего И.Христа, Который умер за грехи людей на Голгофском кресте. Таким образом, первый шаг человека в молитве дает ему возможность через И.Христа познать Бога.
И.Христос сказал: «Я пришел, чтобы открыть вам Бога Моего и Бога Вашего, Отца Моего и Отца Вашего».
= Он открывает нам Бога как Личность, Которая видит, чувствует, знает, понимает и действует. Вера в личность Бога необходима. Дух Святой дает нам веру в Бога, когда мы открываем наши сердца для Бога и идем к Нему с молитвой. Другого пути для познания Бога нет. От человека требуется вера, как об этом сказано в послании ап.Павла (Евр.11:6) «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».
= И.Христос открывает Бога, как Всемогущего:«Богу же все возможно» (Мф.19:26). Бог управляет всем миром, всеми законами и может их использовать в ответ на молитвы своих детей. Для Бога нет проблем. Проблемы есть у нас, но если мы их несем в молитвах к Богу, то Он решает их, и мы познаем в нашей жизни Его силу и могущество.
= И.Христос открывает Бога, как Отца: «Итак, если вы будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у него»(Лук.11:13).
Признание Бога, как Отца, делает молитву действенной. Было бы неестественно, если бы отец не отвечал на просьбы своих детей. По примеру того, как наши земные родители постоянно заботились о нас, так и Отец Небесный заботится обо всех нас и отвечает на молитвы наши.
Кому мы должны молиться?
Если задать вопрос христианам, людям, верующим в Бога: «кому мы должны молиться?» То, я думаю, что все ответят: » Конечно, мы должны молиться Богу!». И это правильно! Но простого ответа на этот важный вопрос недостаточно. Последующие размышления на эту тему дадут нам возможность глубже познать ответ, кому и как мы должны молиться?
Библия провозглашает Единого Бога, Творца, Создателя, Вседержителя и Сохранителя и Который по своей сущности открывается в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой, и поэтому, естественным будет, когда наша молитва будет возноситься к Богу, как Отцу, Сыну и Святому Духу.
- Молитва к Богу.
«Они же, выслушавши, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море и все, что в них…» (Деян. 4:24)
«Между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу…» (Деян.12:5).
В этих местах Священного Писания сказано о наших братьях Апостолах, которые подверглись гонениям и угрозам от книжников и первосвященников за свидетельство об Иисусе Христе, и об ап.Петре, которого Ирод заключил под стражу с намерением затем убить его. Но Апостолы возвысили в молитве свой голос вместе с церковью к Богу и Бог дал ответ на их молитвы так, что даже поколебалось место, где они молились. В другом случае церковь прилежно молилась Богу о Петре и Бог дал ответ и через Ангела Своего вывел Петра из темницы. И много других мест Священного Писания говорят нам о форме обращения людей к Богу.
Например: (Пс.8:2) «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес».
Молясь Богу мы должны знать следующее:
1. Бог есть Святой. Поэтому не должно быть никакой нечистоты в жизни молящегося. Бог не слушает грешника. Только в одних обстоятельствах Бог слушает грешника — когда он идет к Богу с молитвой осознания и покаяния. Бог любит грешника и хочет спасти его. Бог стучит в сердце человека. Человек пренебрегает любовью Божией и не задумывается о спасении. Но Слово Божие предупреждает человека. «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками…» (Быт.6:3).
И затем Бог навел Свой суд на допотопных людей.
История человечества дает нам много примеров, когда люди взывали к Богу, но для них это уже было поздно.
=Когда воды потопа наполняли землю и дождь непрестанно лил 40 дней и 40 ночей, люди взывали к Богу о пощаде и милости Божией, но было уже поздно. Ной не мог помочь людям и взять кого-нибудь в ковчег для спасения, так как дверь ковчега была закрыта Божией рукой. В результате Божьего Суда все и всё погибло, кроме 8 душ и праведного Ноя.
=Бог долго терпел грешных людей в Содоме и Гоморре и ждал их покаяния. Но когда пришел на них Его праведный суд и пролился огненный и серный дождь, то никто не был спасен, хотя они каялись и взывали к Богу.
= Когда смерть смотрит людям в глаза, тогда они начинают каяться, но бывает уже поздно. На территории бывшей Восточной Германии в городе Дрездене есть один уголок города, оставленный после 2-ой Мировой войны, как память о разрушении города Союзной авиацией. Там стоят развалины домов и среди них стены разрушенной Лютеранской церкви. Гиды рассказывают, что в эту церковь во время бомбежки города набилось большое количество людей и все они молились Богу, чтобы Он сохранил их жизнь. Но в результате прямого попадания крупной авиационной бомбы церковь была полностью разрушена и все погибли под обломками и развалинами. Город Дрезден был разрушен до основания и все, кто не успел уехать до начала бомбежки, погибли как от снарядов и бомб, так и от страшного огня, который возник в результате налета нескольких тысяч самолетов. Естественно, люди во всем городе и в том числе и в церкви молились и взывали к Богу, но это был уже час расплаты за все преступления и злодеяния, которые совершил немецкий народ вместе с Гитлером. Во время 2-ой Мировой войны немцы безжалостно уничтожали евреев. Многие из них молились Богу о пощаде, но проклятие, которое легло на нацию за отвержение и распятие Сына Божьего и заклятие, которым закляли свой народ книжники и первосвященники: «Кровь Его на нас и на детях наших» привели этот народ к страшной трагедии — безжалостному истреблению фашистами. Для многих и сегодня стоит большой вопрос: «Почему Бог не избавил людей от страшной чумы фашизма?» Мы не можем ответить на этот вопрос, но есть ответ в Писании: «Возмездие за грех — смерть» (Рим.6:23).
2. Бог праведен. Поэтому в жизни верующего и молящегося человека не должно быть нечестности.
Наша жизнь перед Богом и перед людьми. Слово Божие говорит: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви…». Христианин должен быть честным человеком. А честный человек — это правдивый, прямой, добросовестный, искренний в словах и делах, в семье, в церкви, в обществе и на работе. Такая жизнь является хорошим свидетельством для неверующих людей. Есть примеры такой жизни в Священном Писании.
«И сказал Анхус (царь филистимский) Давиду: жив Господь! Ты честен и глазам моим приятно было бы, чтобы ты выходил и входил со мною, ибо я не заметил в тебе худого со времени прихода твоего ко мне до сего дня».
«И отвечал Анхус Давиду: будь уверен, что в моих глазах ты хорош, как Ангел Божий!» (1 Цар.29:6,9). Какое прекрасное свидетельство о Давиде со стороны. Есть много и других мест Священного Писания, подтверждающих требование Божие о честности и правдивости к тем, которые служат Ему. Остановимся только на следующих:
=«А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно». (Ис.32:8).
=»Диаконы должны быть честны, не двуязычны… равно и жены их должны быть честны» (1Тим.3:8,11). Это одно из важных требований к диаконскому служению.
=«Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью».(1Тим.3:4). Не только сам пастор должен быть честным, но и его домашние.
3. Бог истинен. Поэтому не должно быть лжи и лицемерия у тех, кто обращается к Богу в молитвах.
Ложь от диавола. Как большая, так и малая ложь является грехом перед Богом.
От верующих людей Бог требует правды и истины. Подтвердим это Словом Божиим:
=«Говорите истину друг другу…»(Зах.8:16).
=»Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему». (Еф.4:25).
=»Всякая неправда есть грех» (1Иоан.5:17).
Евангельские персонажи Анания и Сапфира солгали Апостолам. Но Петр сказал: «вы солгали не человекам, но Духу Святому». (Деян.5:4) Бойтесь, братья и сестры, всякой неправды и лжи. Думайте что вы говорите. Некоторые так свыклись, сжились с ложью, что даже не задумываясь говорят неправду, оправдывая себя разными доводами.
Бог не слышит лжецов и лицемеров. Иисус Христос 8 раз сказал: «горе вам, книжники и лицемеры…». Лицемерие есть грех. Лицемерие — это когда мы говорим одно, а думаем другое. Заканчивая рассуждать о правдивости в нашей жизни, не забудем о том, что внутренняя правда отличается от правды формальной. Это хорошо видно на примере Иуды, который, указав врагам место, где находился Иисус, формально говорил правду. Но этой правдой он предал Господа. В жизни верующих были такие случаи, когда от них требовали говорить правду о церковных тайнах, о служителях, о том, кто их крестил, чтобы потом эту правду использовать против церкви, против служителей и осудить их. Такая правда может стать предательством Божьего дела. Нужно иметь Божию мудрость, чтобы не согрешить с одной стороны, а с другой — не стать на путь предательства.
4. Бог силен. Поэтому мы должны доверять Ему, доверять во всем. Для Бога нет проблем, проблемы есть только у нас, у людей. Для Бога нет ничего невозможного. Господь силен разрешить любую нашу проблему во благо нам. У нас бывают проблемы: личные, семейные, духовные, церковные, материальные и другие. Мы часто не знаем, как нам поступать и что делать. Господь готов придти к нам на помощь и разрешить наши проблемы. Но только от нас нужна искренняя, сердечная молитва к Богу. И все наши проблемы будут позади. Это мы говорили о нашей молитве к Богу, как к Отцу нашему Небесному.
II. Молитва Господу Иисусу Христу.
Кроме обращения к Отцу Небесному, мы имеем право молиться, и обращаться к Иисусу Христу. Подтвердим это Священным Писанием:
Но не всегда мы можем получить просимое, так как оно может послужить нам во вред.
«Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал: «довольно для тебя благодати Моей». (2Кор.12:8-9). Ап. Павел имел от Господа жало во плоти для того, чтобы он не превозносился чрезвычайностью Божиих откровений. Ангел сатаны удручал его. Ап. Павел понимал, что жало в нем по воле Божией, но оно его сильно беспокоило, и потому он трижды молился, чтобы Господь исцелил его.
Итак, мы имеем право и возможность молиться Господу нашему Иисусу Христу, как Богу.
III. Духу Святому.
Выше мы отметили, что мы можем молиться Богу, как Творцу Небесному и Отцу нашему, а также имеем право молиться Господу нашему Иисусу Христу. Но Бог, в Которого мы веруем есть Бог единый, но открывается нам людям в 3-х лицах: Отец, Сын и Дух Святой, который есть 3-я Личность Божества, Бог, обладающий всеми свойствами Бога, как Отец и как Иисус Христос Сын Божий. Дух Святой — это Тот же Дух Христов, Тот же Дух Божий, участвующий в акте творения и искупления рода человеческого.
«Вначале Бог сотворил небо и Землю… и Дух Божий носился над водою».(Быт.1:1)
Некоторые христианские движения не признают Дух Святой за Личность, не признают за Бога, а говорят, что Дух Святой это сила и действие Божие. Это заблуждение и ересь. Подтвердим это Словом Божиим:
=«Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое солгать Духу Святому?(Деян.5:3-4). «…ты солгал не человекам, а Богу». (ст.4).
=»Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». (Мф.28:19).
=»Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». Аминь.
Эти места и многие другие ярко и убедительно говорят нам о Боге Едином, но в 3-х лицах. Поэтому Духу Святому подобает такая же хвала, благодарение, прославление, как и Отцу и Сыну. Нормальный образец молитвы — это молитва в Духе Святом Богу Отцу через Господа Иисуса Христа. Как хорошо об этом сказано в послании Иуды: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым…»
«Единому, Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, Слава и величие, сила и власть, прежде всех веков, ныне и вовеки. Аминь» (ст.25).
Итак, мы знаем, кому мы должны молиться — Богу Отцу, Сыну Божьему И.Христу и Духу Святому. Провозглашая эту истину, мы не утверждаем, что в каждой нашей молитве должно быть такое строгое распределение, как и Кому нам молиться. Молитва — это свободное излияние из нашего сердца хвалы, благодарения, восхваления, исповедования величия и могущества Отца нашего Небесного. Молитва — это изложение наших просьб и ходатайств за себя и за других, это наши прошения и моления. Они могут возноситься непосредственно как к Отцу Небесному, Который есть Бог, так и к Господу Иисусу Христу, и к Духу Святому, в зависимости от нашего духовного состояния и наших духовных чувств.
Я верю, что у каждого, кто искренно молится Богу и любит молиться со всяким постоянством, есть свой личный опыт молитвы, которому мы научились от людей в церкви и непосредственно от Духа Святого.
Поделитесь о нас с друзьями!
Темы: Труды пастора Мелюхова А.Д. | Ваш отзыв »