Поиск

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета


« | Главная | »

14. Учение о Боге. Троица. Говорил ли Сам Иисус Христос о Своей Божественности? Часть 1.

Автор: admin | 08 Мар 2018

14. Учение о Боге. Троица. Говорил ли Сам Иисус Христос о Своей Божественности? Часть 1.

Одним из самых “веских” аргументов, якобы опровергающих Божественность Иисуса Христа, является утверждение, что Он никогда и нигде не говорил фразы “Я есть Бог”. В интернете очень распространены так называемые “70 вопросов верующим в Троицу”, где третьим по счёту вопросом является такой – “Если Иисус равен Богу или часть Троицы, почему он сам ни разу не сказал об этом?”.

Прежде, чем утверждать, что Иисус такого не говорил, надо знать ВСЁ, что Он когда-либо говорил, а этого мы уже не узнаем никогда: “Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.” (Ин.21:25). В Евангелиях многократно говорится, что Иисус учил то в синагогах, то на открытой местности, то в Храме, но… не во всех местах рассказывается что именно говорил Иисус! Например Лк.19:47И учил каждый день в храме…”. Обратим внимание. Он учил “КАЖДЫЙ ДЕНЬ”, но хоть строчка есть о том, чему Он там учил? Иногда это учёба растягивалась на три (а может даже и более) дней: Мтф.15:32Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть…, но ни одно слова не сказано, чему Он целых три дня учил! И таких сюжетов достаточно много. К нам дошла лишь маленькая толика того, что именно говорил Иисус. Как же при этом можно заявлять, что Он чего-то не говорил? Правильнее было бы утверждать, что в Новом Завете нет такой прямой фразы, но означает ли это то, что Иисус вообще ничего не говорил того, что подтверждало бы Его Божественную природу? Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте детально вникнем в то, что действительно Христос открывал людям о Себе.

Но, прежде чем мы приступим к рассмотрению того, что же всё таки Иисус говорил о Себе, хотелось бы привести такую аналогию. Допустим, некий человек скажет вам о себе следующее:

1.Я избран всем народом.

2.У меня в подчинении вся исполнительная власть в государстве.

3.Я имею право издавать указы государственного масштаба.

4.На всех международных встречах я представляю свою страну.

5.Я выстраиваю внутреннюю и международную политику страны.

6.Я имею право помилования приговорённых к смертной казни, заменив этот вид наказания другим.

Что за человек перед вами? Какую должность он занимает? Без долгих колебаний любой ответит, что этот человек – президент страны! Но этот человек ни разу не произнёс фразу “я — президент”, откуда нам стало известно, что он им является? Именно из описания его полномочий и статуса.

Вот нечто подобное получилось и в описании Своего статуса Иисусом Христом, из которого можно сделать однозначный вывод – Он является Богом!

 

А теперь давайте приступим к непосредственному рассмотрению соответствующих мест Писания.

Когда Иисус Христос начал проповедовать Свое учение, Он должен был подтвердить его чудесами и знамениями, что Он и совершал на протяжении Своего короткого трёхгодичного служения. Но Его популярность в народе вызывала у иудейских лидеров (священников, книжников, фарисеев) большую тревогу, в Нём они увидели опасность за своё положение в обществе, поэтому они неоднократно пытались заманить Его в ловушку, чтобы осудив, устранить угрозу своему статусу. Поэтому, в выяснении вопроса, называл ли Иисус Себя Богом, следует задаться главным вопросом: а  ЗА ЧТО  иудеи хотели убить Иисуса? Ответ на него так же лаконичен и прост, на основании их же обвинения: за то, что Он делал Себя Богом!!! Другими словами, Иисус говорил о Себе нечто такое, что евреями однозначно воспринималось как заявление о Своей Божественности!

Чем же евреи пытались мотивировать свою позицию? Прежде всего тем, что по их мнению, Он незаконно называл Себя Сыном Божьим:

СЫН БОЖИЙ.

 В Писании Иисус неоднократно назван “Сыном Божьим”, но что означает этот титул? В Библии сынами Божьими назывались и ангелы:

Иов 1:6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа

Иов 38:7при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости

И люди:

Мтф.5:9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Ин.1:12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими”.

В чём разница? В отличии от Иисуса, люди становились “чадами Божьими” после своего духовного возрождения и это имело смысл “усыновления” (Рим.8:15, Гал.4:5), но никак не подразумевало одну природу с Богом.

Ангелы же назывались так по характеру своей исполнительности перед Богом в качестве “служебных духов” (Евр.1:14), но опять же, никак не по одинаковой природе с Богом. Почему же в отношении Иисуса следует сделать исключение и понимать обратное, то есть как доказательство Его Божественности?

В разрешении этого вопроса надо учитывать, что многие фразы и понятия выражались на основе семитской и восточной философии, по которой, наряду с идиоматическими понятиями “сыны Божьи”, выражающими послушание Создателю, существовало и эксклюзивное, сакральное понятие “Сына Божьего” выражающего идею подобия или тождества природы и равенства существования. Как любой простой человеческий сын подобен своему отцу по сути своей природы, то есть обладает человечностью, так Христос, Сын Божий, был подобен Своему Отцу по сути Своей природы, то есть обладал Божественностью. Именно исходя из этого понятия, об Иисусе и было сказано в послании к Евреям как о ЕДИНСТВЕННОМ в своём роде Сыне Божьем, существующем в природе:

Евр.1:5Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?”

Этот риторический вопрос подразумевает один единственный ответ: никому и никогда! Иисус является единственным в этом смысле слова. Вот эта исключительность на основании восточной семитской философии и подразумевает Его Божественную природу и равенство с Отцом.

Конечно, в земном Иисусе разглядеть Сына Божьего в том самом сакральном смысле было не так уж и просто, если не сказать, что невозможно, для этого надо было иметь откровение, данное свыше, как, например Петру, когда Иисус спросил за кого Его почитают люди, тогда Пётр воскликнул: “Ты — Христос, Сын Бога Живого” (Мтф.16:16), на что Иисус ответил ему: “блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах” (Мтф.16:17), то есть, Иисус констатировал факт, что этот статус Христа и Сына Божьего был открыт Петру Отцом Небесным.

Однако, вскоре должно было произойти событие, которое явилось бы свидетельством особого статуса Христа как Сына Божьего, который был бы принимаем уже не на основании откровения свыше, а на основе логических выводов и фактов:

Рим.1:4и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,”.

Как видим, таким доказательством исключительного статуса Иисуса как Сына Божьего было Его воскресение из мёртвых. Согласимся, что этот статус никак нельзя уравнять статусом “сынов Божьих”, который люди получили в результате своей миротворческой деятельности (Мтф.5:9).

Именно так понимали слова Иисуса о Себе, как о сакральном, эксклюзивном Сыне Божьем, равном Богу, священники, книжники и фарисеи, что и вызывало у них соответствующую реакцию. Итак, напоминаю вопрос, которым мы задались вначале этой главы: “за что иудеи хотели убить Иисуса?

Рассмотрим, что об этом повествует нам Писание:

 Ин.10:30-33

Синодальный перевод: Я и Отец — одно. 31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. 32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? 33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Перевод Нового мира: 30  Я и Отец — одно». 31  Иудеи снова подняли камни, чтобы побить его. 32  Тогда Иисус сказал им: «Я показал вам много добрых дел от Отца. За какое из этих дел вы собираетесь побить меня камнями?» 33  Иудеи ответили ему: «Мы собираемся побить тебя камнями не за доброе дело, а за то, что ты порочишь Бога,— за то, что ты, будучи человеком, делаешь себя богом».

Как видим, здесь Свидетели Иеговы опять заменили заглавную букву на прописную в слове “Бог”, но тогда они противоречат сами себе, так как они не могут отрицать, что здесь речь идёт об истинном Боге, следовательно Иисус делал Себя равным истинному Богу, а не ложному, так же понимали это и иудеи, иначе бы не собирались побивать Его камнями. Следовательно, здесь слово “Бог” должно писаться с заглавной буквы, а не с прописной, и, несомненно, Иисус заявлял о Себе как об полной идентичности Отцу, то есть, заявлял о Себе как о Боге.

Как можно утверждать, что Иисус ничего не говорил о Своей Божественности, если только на основании одного этого места видно, что говорил, да ещё так говорил! За эти слова Его убить хотели!

Следующие места:

Ин.10:38,39а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. 39 Тогда опять искали схватить Его;”

Ин.5:17,18Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.”

Ин.19:6,7 6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. 7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.”

Как видим из этих мест, титул Иисуса как Сына Божьего иудеи воспринимали именно в том самом, эксклюзивном и сакральном смысле слова, так как в их понятии это заявление делало Его, Иисуса – Богом!

 Рассмотрим следующее заявление Иисуса:

Мрк.14:61-64Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? 62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.”

На этом месте остановимся несколько подробнее. Что так возмутило синедрион? Они прекрасно знали, Кто перемещается на облаках:

Пс.67:34шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы.”

Пс.103:3устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.”

Ис.19:1Пророчество о Египте. — Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем.”

Втор.33:26Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках

Итак, согласно Ветхого Завета,  Кто перемещается на облаках? —  Бог! (Иегова).

 

Однако, в Новом Завете на облаках перемещается Иисус Христос!:

Мтф.24:30тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;”

Мтф.26:62-64И, встав, первосвященник сказал Ему: [что же] ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? 64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!

Именно после этой фразы первосвященник разрывает одежды и говорит, что Он (Иисус) богохульствует! Почему богохульствует? Потому что Иисус в идиоматическом выражении сказал о Себе как о Боге, т.к. все знали, что “грядущий на облаках” – это Бог!

Первосвященника не удивила фраза “сидящего одесную силы”, т.к. они знали, что мессия должен будет сидеть одесную, но они не понимали, что Мессия и будет Самим Богом! Поэтому фразу Иисуса Христа, как “грядущего на облаках” они вполне конкретно поняли, что Он заявляет о Себе как о Боге, а, по их мнению, это являлось богохульством!

Следует так же отметить, что титул „Сын Божий» в Новом Завете на греческом языке 25 раз использовался с артиклем перед каждым словом, например Мтф.16:16Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого.

Увеличить

Употребления артиклей перед каждым словом  указывает на титул Лица, имеющего Божественную природу. По этому званию евреи понимали высшие притязания Христа и осудили Его из-за его значения и следствий. Это притязание именно на Божественность, а не просто на звание Мессии. Господь никогда не отождествлял Своего сыновства с сыновством других. Он даже входил в подробности, чтобы отчетливо отделить одно от другого. Все, слышавшие Христа, как и Его ученики, воспринимали данный титул как указание на то, что Христос как Сын Божий был вечным Богом.

Итак, ответом на наш вопрос “за что иудеи хотели убить Иисуса?”, мы получили однозначный ответ: за то, что Он называл Себя Богом!

ГОСПОДЬ.

 Мтф.7:21-2321 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

В этом отрывке Писания мы видим, что некоторые люди “в тот день”, т.е. день суда обратятся к Иисусу восклицанием “Господи! Господи!…”, что в контексте отрывка определённо указывает на Его Божественность. Конечно, можно заявить, что здесь не Иисус Сам называл Себя этим титулом, а некоторые люди, но… Иисус и не опровергал их восклицание! Данное место подтверждает согласие Иисуса с этим божественным титулом в отношении Самого Себя.

 СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ.

 Иисус называл себя “Сыном Божьим” и “Сыном Человеческим” несколько раз. Давайте посмотрим значение этих титулов в контексте того, как их понимали иудеи, слушавшие Его. В принципе, любой человек по своей природе является “сыном человеческим”, но что Иисус подразумевал под этим титулом в отношении Себя Самого?

Ранее в статьях “8-10_Учение о Боге. Троица. Исполнение Ветхозаветных пророчеств в Иисусе Христе (части 1-3)” мы уже говорили о том, что пророчества открывали людям, что Мессия будет иметь и Божественную и ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ природу, поэтому титул “Сын Человеческий” в отношении Иисуса означал не тоже самое, что и в отношении любого другого человека, для Иисуса – это было исполнение пророчеств  о приходе Бога в человеческом теле. Особенно эта разница подчёркнута в пророчестве Даниила:

Дан.7:13,1413 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.”

Сын Человеческий” — это был был мессианский титул. Иисус и есть Тот, Кому дано владычество и слава и царство. Когда Иисус использовал эту фразу в отношении Себя, то за ней подразумевалось именно это мессианское пророчество. Здесь же говорится, что этому Сыну Человеческому будут “служить все племена и языки”, но в понятие “служить” входит не только исполнение поручений, но и соответствующее почитание и… поклонение! Но только Бог достоин того, чтобы Ему служили ВСЕ “племена и языки”, то есть всё человечество. Эту же мысль подтвердил и апостол Павел, говоря о судилище Христовом, на котором судьёй будет Бог:

Рим.14.10,1110 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. 11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.

Но, если Сын Человеческий не Бог, то как позволительно всему человечеству служить Ему и ПОКЛОНЯТЬСЯ? Ведь поклоняться можно одному только Богу!

Относилось ли это пророчество к Иисусу из Назарета? Несомненно, Он Сам подтвердил это, сказав, что с Его возвращением на землю это пророчество и исполнится:

 Лк.21:27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

Что будет производить эта “великая сила и слава”? А апостол Павел констатирует истину:

Филип.2:9,109 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,”

Согласитесь, что уже по этим местам Писания сложно не увидеть Божественную природу Иисуса Христа.

Но мы пойдём дальше в нашем изучении Писания.

В Своей Первосвященнической молитве Иисус говорит об Отце, как  об единственном истинном Боге:

Ин.17:3Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.”

Но в этой же молитве Иисус говорит о славе, которую разделяли Он и Его Отец до начала мира:

Ин.17:5И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.”

Разве может кто-либо разделять славу с Богом, при этом не будучи Богом?

Были ли ещё заявления Иисуса о Себе, как о Боге? Были, и мы сейчас к ним обратимся.

ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ.

Многие этот аргумент не берут во внимания, полагая, что само по себе умение прощать не доказывает Божественность, каждый из нас может простить кого угодно, но это не делает нас Богом. Да, действительно, можно сказать: „Я прощаю тебя»,  но прощение всегда носит личностный характер и сказать это может лишь тот, против которого совершен неподобающий поступок или преступление. Я не могу простить вора, укравшего деньги у моего соседа, его может простить только сам сосед.

А что же такое “грех”? Это преступление, но это особый вид преступления, так как оно совершается не против человека, а против Самого Бога! А теперь зададимся главным вопросом: Кто имел право прощать грехи? По иудейскому закону прощать грехи мог только Бог и это исходило из той самой логики, которую мы только что рассмотрели. Итак, все иудеи 1-го века прекрасно знали истину – прощать грехи мог исключительно БОГ!

Однажды, некие люди хотели, чтобы Он исцелил их друга, парализованного (Мрк.2:1-12). Когда Иисус проповедовал в одном доме, они спустили этого человека через дыру в крыше так, чтобы он мог лечь у ног Иисуса. Тронутый их верой в Него, Иисус сказал паралитику: „Чадо, прощаются тебе грехи твои«! Откуда мог Иисус знать грехи парализованного, тем более — предлагать прощение, словно Он был Богом и грехи были совершены против Него Самого? Именно такие логические рассуждения и выводы ввергли многих присутствующих в шок:

Мрк.2:7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?”

Ответ Иисуса был предельно ясен. Он не был самозванцем, Он не был лжецом, а поэтому говорил правду. А чтобы в это поверили, представил доказательство: “Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.” (Мрк.2:10,11). Тот человек пошел, и все они были изумлены и многие славили Бога.

В какое изумление приводил Иисус некоторых законников, когда Он действовал как Бог – прощал грехи! Такого сногсшибательного заявления никто и никогда в истории не делал, ни один пророк не мог этого заявить даже от лица Бога. Но уже сам факт исцеления подтверждал то, что грехи расслабленному были прощены, а значит их простил Бог во плоти – Иисус.

Власть Иисуса прощать грехи — разительный пример использования Им полномочий, принадлежащих одному лишь Богу.

СВЕТ МИРУ.

 Все религиозные лидеры народа, да и любой, слушающий Тору и Писания в синагоге знал, что только Бог является “светом миру”:

Ис.60:1Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.”

Но однажды, во время диспутов в Храме, Иисус неожиданно заявил, что это Он — “свет миру”:

Ин.8:12Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.”

Почти немыслимо представить такую сцену, чтобы странствующий плотник, родом из нижней Галилеи, заявил этим ученым мужам с «докторской степенью» в религии, что Он есть “свет миру“! Как не бывает двух истин, так и не бывает двух истинных светов, поэтому фарисеи тут же парировали Ему:

Ин.8:13Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.”

На что Иисус ответил, что Он не нуждается в свидетелях, но… что скрывается за этими Его словами? Разве Закон не обязует каждого человека иметь свидетеля своим словам, который мог бы подтвердить их истинность? Обязует и в этом нет исключения ни для кого, кроме… Бога! Бог по определению является истиной и свидетельства Его словам не требуется. Разве не этот смысл вложил Иисус в Свой ответ?:

Ин.8:14Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.”

Но для тех, кто пока не верит в Его Божественность и, как следствие, не верит Его словам, Иисусу заявил, что свидетелям Ему является Сам Бог Отец:

Ин.8:16-1816 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. 17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. 18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.”.

Но в продолжении этого диспута Иисус вдруг произносит загадочную фразу, исключительность которой в синодальном переводе не видна:

Ин.8:28Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.”

Что значит: “узнаете, что это Я”? Я – это кто? Кого они должны в Нём узнать?

Что значит: “узнаете, что это Я”? Я – это кто? Кого они должны в Нём узнать? Я и есть тот самый, Мессия – Сын Человеческий не в обычном смысле слова, а именно в сакральном! Другими словами, только после Его смерти многие узнают, что Он – Мессия, который имел как человеческую, так и Божественную природу,  то есть, Бог! На самих фарисеев эта фраза впечатления не произвела, так как их сердца были ожесточены, чтобы уверовать, но вот многие присутствующие (зная о чудесах, творимых Им) уверовали и словам:

Ин.8:30Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.”

Чему они уверовали? Тому, что Иисус открыл о Себе, то, что Он – Сущий, то есть, БОГ!!!

Этот же смысл был и в словах, сказанных Им чуть ранее:

Ин.8:25

Синодальный перевод: Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

Перевод Нового мира: 25  Тогда они стали спрашивать его: «Кто же ты?» Иисус сказал им: «Зачем я вообще говорю с вами?

Как видим, переводы существенно отличаются друг от друга и в них совершенно разный смысл. Обратимся к оригиналу:

Греческий:
Говорили итак Ему, ты кто есть? Сказал им Иисус, [От] начала Который что и говорю вам?”

Да, уж… по правде говоря и синодальный перевод какой то невразумительный. Давайте попробуем разобраться с этим текстом!

Прежде всего обратим внимание, что предлога “ОТ” в тексте нет, он вставлен переводчиками, которые по-своему восприняли смысл этого текста, но это уже является не переводом, а навязыванием своего понимания смысла текста. Раз этого предлога нет, то давайте и мы попробуем без него обойтись.

В оригинале так же нет слова “Сущий”, поэтому и мы его не будем употреблять.

Далее, что это за слово την (тЭн)? Оказывается, что это определённый артикуль, указывающий не некоторую эксклюзивность того, о чём (о ком) говорится. К чему же он относится? К слову αρχην (архЭн), но перевод “от начала” означает наречие, а не существительное, собственно в пояснении и говорится, что это существительное, но в синодальном переводе его сделали наречием! Поэтому, ни о каком “от начала” не может идти речь! Здесь написано существительное “Начало” с определённым артиклем!

Что у нас получается?

Говорили итак Ему, ты кто есть? Сказал им Иисус, Начало, Который что и говорю вам!”

В более литературном переводе должно звучать так:

Говорили итак Ему, ты кто есть? Сказал им Иисус, НАЧАЛО, Который вам это и говорит!

А в интепритации синодального текста, я бы записал так:

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: Начало, как и говорю вам.

Почему здесь важно не использовать слово “Сущий”? Потому что противники божественности Христа обвиняют (не без доли справедливости), что текст искусственно исправлен, дополнен тем, чего нет в оригинале, а с этим не поспоришь! Но мы видим, что и без слова “Сущий”, Иисус явно сказал о себе, как о Боге!

Согласовывается ли такое понимание текста с Писанием? Проверим:

Откр.1:8Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.”

Откр.21:6И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.”

Откр.22:13Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.”

Вы, конечно, можете не согласиться с моим личным переводом текста Ин.8:25, но я считаю, что в этом месте Иисус заявил о Себе Божественным титулом “НАЧАЛО”, а не говорил, что Он от начала являлся Сущим.

Эту же истину Иисус вновь повторяет слушающим Его:

Ин.8:57,5857 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? 58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

Сравним с переводом Нового мира: 58  Иисус сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: прежде чем появился Авраам, я уже был».

Как видим, смысл переводов сильно разнится. В Синодальном переводе стоит слово, означающее вечное и непрерывное существование “есмь”, а у Свидетелей всего лишь прошедшая форма глагола “быть”, говорящая всего лишь о том. что во время Авраама Иисус уже был (существовал), но это слово не содержит в себе смысл вечного существования. Сравним с греческим оригиналом:
“Сказал им Иисус, Истинно, истинно говорю вам, прежде Аврааму случиться, Я есть. (ειμι)”.

Увеличить

Как видим, здесь используется настоящее время глагола “быть” – “есть”. Именно сочетание двух факторов, а именно то, что речь здесь идёт о прошедшем времени, но при этом используется глагол не прошедшего времени, а настоящего, говорит о том, что речь идёт о вечно продолжающемся действии, то есть о вечном существовании как об атрибуте Бога, а не кого-либо ещё.

Можно представить, какой фурор производило то, о чём говорил вольнодумец-плотник, не имеющий ученых степеней в религии, заявляющий о своем вечном существовании, называя Себя  “Я ЕСТЬ”  — священным Именем Самого Бога! Со времен Моисея ни один из верующих иудеев никогда не называл себя или кого-либо “Я ЕСТЬ”. В результате, это «Я ЕСТЬ» привело иудейских первосвященников в ярость, которую легко понять, так как они поняли, что Иисус говорит о себе как о Боге. Поскольку за богохульство полагалась смерть через забивание камнями, разгневанные иудейские лидеры взяли камни с намерением убить Иисуса:

Ин.8:59Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.”

Опасаясь за свою жизнь,  Иисус мог бы им возразить: “Подождите! Вы меня не так поняли—я не Иегова”. Но, даже рискуя быть убитым, Иисус не изменил сказанного, а наоборот, на протяжении всей этой главы Он настойчиво акцентирует внимание на то, что Он и есть Сущий!

Некоторые, возможно, поспорят, что это был единичный случай и что Иисус никогда не собирался брать святое имя Бога себе, но подобное произошло и далее:

Ин.18:1-8Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. 2 Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. 3 Итак Иуда, взяв отряд [воинов] и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. 4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? 5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. 6 И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. 7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. 8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут,”

Не странная ли реакция вооружённых людей на ответ Иисуса? Почему эти стражи вдруг “пали на землю”? Перед кем человек может падать ниц? В русском языке этого нюанса не видно, но на арамейском, греческом, да и славянском языках эта фраза звучит иначе: “Азм есть” — ειμι (эйми), или по другому “Я есть”, т.е. “Я-Сущий (Иегова)”:

Увеличить

 

Теперь становится понятной и реакция стражи — услышав имя Бога, они инстинктивно пали на землю, и лишь позже, “придя в себя”, встали на ноги.

РАВЕНСТВО С ОТЦОМ.

 Рассмотрим следующий довод: Иисус говорил о Своём равенстве с Отцом.

Ин.10:30Я и Отец — одно.”

Может здесь Иисус не имел ввиду природное равенство? Некоторые считают, что Иисус всего лишь заявлял о своем согласии с Богом. Но если Иисус подразумевал, что он находится всего лишь в согласии с Богом, то почему в ответ ему иудеи взялись за камни, чтобы убить Его? Их понимание заявления Иисуса о единстве со своим Отцом стало ясно из следующего разговора:

Ин.10:31-3331 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. 32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? 33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.”

То есть, они вполне конкретно поняли, что Иисус говорит о Себе как о Боге!

Здесь, конечно, можно привести и возражение, что Иисус так же определял Себя за “меньшего” относительно Отца:

Ин.14:28Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. ”

Нот это “противоречие” легко разрешается.  В этом случае можно привести такую аналогию: идут два генерала, один — в военной форме, другой же в гражданском. Мало кто будет обращать внимание на того, кто без формы; на улице все будут слушаться «настоящего» генерала, и если у «гражданского» появятся проблемы, то он будет обращаться за помощью к своему другу в форме. Так и с Иисусом Христом, Он раздел Свою «божественную форму» и пришел к нам, чтобы быть таким, как мы (Евр.2:17,18). «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» Ин.1:18.

Не может дерево явить животного, не может животное явить человека, человек же не может явить Бога! Бога может явить только Бог!

Другое место:

Ин.14:9Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

Эти слова Иисуса так же говорят об Его идентичности с Отцом, так как Иисус не сказал, что видевший Его, видел, например Архангела Михаила (именно за него и принимают Иисуса Свидетели Иеговы), но именно Отца!

Итак, как же всё таки понимать Ин.14:28, ведь из буквального прочтения можно сделать неверное заключение о разносущности Иисуса Христа и Бога-Отца.  Дело в том, что здесь надо знать греческую философию, которая оказывала сильное влияние на умы людей и обширно использовалась в выражениях и символах. Согласно этой философии сравнению подлежали только вещи одной природы. Например, нельзя сравнить послание ап.Павла с Млечным путём, а вот длину комнаты можно сравнить с длиной экватора, так как они обе находятся в пространстве (одинаковая сущность). Если Иисус Христос сравнивает Себя с Отцом, то это говорит о том, что у Него есть общее измерение с Отцом, на основании которого и можно Их сравнивать. Никакой другой человек не может сравнивать себя с Богом, между человеком и Богом неизмеримая пропасть. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что тот факт, что Иисус Христос прибегнул к сравнению Себя с Богом-Отцом, говорит о том, что у Них есть некая общая “плоскость”, некое общее “мерило” и это обстоятельство НАОБОРОТ, доказывает Божественную природу Христа!

Пример:

Представьте ситуацию: если отец — директор корпорации, а его родной единственный сын-первенец – совладелец и заместитель директора, то сын называет своего отца директором и одновременно отцом. То, что отец директор все равно не изменит факта и мнения наемных работников, что сын – это соуправитель, совладелец и наследник… Но по статусу, как и по сути, в этой корпорации прилежный любимый сын никогда не будет равен наемным работникам.

 

О Своём равенстве с Отцом, Иисус заявлял и в разговоре с Фомой и Филиппом:

Ин.14:5-95 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? 6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. 7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. 8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. 9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

Фактически, Иисус говорил: “Филипп, если ты хочешь увидеть Отца, посмотри на Меня!”

Ссылаясь на Ин.10:30; 14:9; Кол.1:15Который есть образ Бога невидимого”,  Свидетели Иеговы говорят, что у Христа был только “образ Бога”, т.е. Он очень был похож на Него, но в сущности был отличным от Бога.

Но в этом контексте исключается такое понимание слова «образ», ибо написано, что Христос «принял образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став, как человек» (Флп.2:7). Комментируя этот стих позицией иеговистов, можно сказать, что Христос не был и человеком, а просто очень был похож на людей, будучи неким призраком.

Если Он не был Богом, то тогда Он не был и человеком!

АЛЬФА И ОМЕГА.

Откр.1:8Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.”

О ком здесь идёт речь? Мы, конечно, понимаем, что об Иисусе Христе, но антитриниаты (в частности — Свидетели Иеговы) скажут, что речь идёт об Иегове. Как же разобраться, о ком действительно здесь идёт речь? Но, прежде, чем перейдём к выяснению этого вопроса, акцентируем внимание на том, что Бог здесь назван  “Альфой и Омегой”, а так же “Вседержителем”.

Теперь откроем следующее место:

Откр.22:12-1612 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. 14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. 15 А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. 16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

Здесь мы видим, что в 12 стихе говорится о скором приходе Иисуса, в 13 стихе мы видим как Себя называет “грядущий”: “ Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний ”. Но здесь Свидетели Иеговы скажут, что в 12 стихе речь идёт действительно об Иисусе, а в 13-м уже об Иегове, а с 16-го стиха опять об Иисусе,  хотя из целостного прочтения этого отрывка видно, что речь идёт об одной и той же Личности, которая Себя и идентифицирует в 16 стихе, а именно речь идёт об Иисусе. Но если Свидетели не захотят с этим согласиться, то надо обратить внимание на то, как Себя ещё называет “Альфа и Омега” (т.е. Бог), а именно: “Первый и Последний”(ст.13), с чем нельзя не согласится. Другими словами, “Первый и Последний ” – это и “Альфа и Омега” и Он же Бог (Иегова).

Давайте вспомним, Кто в Писании называется “Первым и Последним”?

Ис.44:6Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога,”

То есть, титулом “Первый и Последний” может называться только Бог.

 

Теперь вернёмся в 1-ю главу и посмотрим, кто есть “Первый и Последний”:

Откр.1:13-1813 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: 14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; 15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. 16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. 17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

Здесь невозможно не согласиться, что именно Иисус называет Себя “Первый и Последний”, но ранее (Откр.22:13) мы утвердились, что титул “Первого и Последнего” принадлежит “Альфе и Омеге”, а значит и Самому Богу (Иегове)! А значит, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что именно Иисус Христос в соответствии с книгой “Откровения” называет Себя, и, соответственно, является тем же самым Богом (Иеговой)!!!

Изобразим эту логическую цепочку схематично:

Переводя на язык математической логики, это можно выразить так:

Если a = b и b = c, то тогда a = c.

Подставим в это уравнение вместо букв соответствующие титулы:

а – это “Альфа и Омега”

bэто “Первый и Последний”

с – это Иисус.

Тогда получаем следующее:

Увеличить

a (Альфа и Омега) =  b (Первый и Последний)

b (Первый и Последний) = c (Иисус), то можно утверждать, что

a(Альфа и Омега) = c (Иисус).

 

То есть Альфа и Омега – это Иисус, а, значит Иисус и есть Бог!

Убедившись на основании Писания, что Иисус Христос – является Богом Иеговой, можно уже не сомневаться, Кто подразумевается под греческим словом κύριος (кьюриос) когда оно применялось в отношении Иисуса Христачеловеческое ли господство подразумевалось (господин), или Божье господство (Господь).

Мтф.7:21,22Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

Ин.13:13,14Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.”

 Есть в Новом Завете место, где Иисус прямым текстом называет Себя Богом:

Лк.8:38,39Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.”

Противники Божественности Иисуса могут здесь возразить, сказав, что не Сам Иисус изгнал бесов, а Бог через Него, по аналогии того, когда кого-либо исцеляет христианин, имеющий дар исцеления, то всё равно, считается, что исцеление совершил Бог, а не человек, что и на самом деле является неоспоримой истиной. Если бы не знать, что Иисус и есть Бог, то так можно было бы сказать, что Бог изгнал бесов через Иисуса, но когда мы знаем, что Иисус является Богом, то тогда понятно, что говоря “ расскажи, что сотворил тебе Бог ” Иисус подразумевал Себя как Бога-целителя, а не как орудие в руке Божьей.

 ЕДИНЫЙ БЕССМЕРТНЫЙ  И  ВЕЧНЫЙ.

 Я думаю, что не стоит даже приводить места Писаний, где говорится что Единым Бессметным и Вечным является только Бог, это Его неизменная и эксклюзивная характеристика. Если Иисус является Богом, то тогда Он должен был бы о Себе сказать тоже самое! Посмотрим в Писание:

Откр.1:8-10 8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. 9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. 10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;”

Ин.8:25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.”

Ин.8:58Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.”

Ин.5:26Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

Ин.2:19Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.”

Ин.10:18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.”

Эту же истину подтверждает апостол Павел в послании к Колосянам:

Кол.1:17и Он есть прежде всего, и все Им стоит.”

Как видим, Иисус недвусмысленно многократно говорил о Своей бессмертности и вечности Своего бытия, то есть о тех качествах, которыми может обладать только Бог.

 

Продолжение читайте в статье: «15. Учение о Боге. Троица. Говорил ли Сам Иисус Христос о Своей Божественности? Часть 2.«

Для детального обзора и анализа Библейских текстов использовалась программа www.biblezoom.ru

Зенькович И.С.

 

Поделитесь о нас с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

Темы: Учение о Боге | Ваш отзыв »

Отзывы