Поиск

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета


« | Главная | »

Заповедь «Не убивай» и может ли христианин служить в армии?

Автор: admin | 26 Янв 2013

Заповедь «Не убивай» и может ли христианин служить в армии?

“НЕ УБИВАЙ “ (Исход. 20:13)

001_10 заповедейЗа три с половиной тысячелетия актуальность этой заповеди, данной Богом всему человечеству, не уменьшилась. Эта заповедь в том или ином виде присутствует во всех религиях мира (за исключением откровенно сатанинских). Но даже внутри этих религий отношение к ней неоднозначное. Например, в Исламе радикальные шииты считают, что нельзя убивать т.н. “правоверных”, т.е. таких же шиитов, как и они, но если человек не принадлежит к их течению, пусть даже и мусульманин, то его убийство допустимо (не говоря уже о людях другой веры). Некоторые течения в Восточных религиях считают, что эта заповедь распространяется на все живое и поэтому убивать любое животное для них — грех (например Кришнаиты, которые по этой причине являются строгими вегетарианцами)! Некоторые из них доходят до такой крайности, что даже при ходьбе смотрят только на землю, чтобы не раздавить какое либо насекомое!

Но что говорить о других религиях, если даже в Христианстве отношение к этой заповеди неоднозначное. Порой молодые люди – христиане отказываются служить в армии и брать в руки оружие именно по этой причине. Другая часть христиан считает, что исполнение воинского долга не противоречит Заповедям Бога и  благословляют воинов на ратный подвиг (во всем мире существует должность полкового священника – капеллана).

Кто же прав? Какова же истинная суть заповеди “не убивай”? Можно ли христианину служить в армии (ведь ясно, что солдат – не садовник и вполне понятно, чем ему придется заниматься во время ведения боевых действий)? И если воин – христианин не решит эту дилемму, то неизбежно возникнет внутренний конфликт. Давайте попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Некоторые христиане заповедь “не убивай” понимают как  однозначный  запрет на лишение жизни любого человека при любых обстоятельствах. В защиту своих позиций обычно приводятся следующие Библейские цитаты:

Мтф. 5:39 “А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;”

Мтф. 5:44 “А Я говорю вам: любите врагов ваших,…”

Мтф. 26:52 “Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все взявшие меч, мечем погибнут;”

1 Петра 4:15 “Только бы не пострадал кто из вас, как убийца …”

1 Ин. 3:15 “…а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.”

Откр. 21:8 “Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою…”

   Да, аргументы веские! Но одно из самых важных правил изучения Библии и построения учения –  основываться не на отдельных, избранных стихах, а на всем Слове Божием! Попробуем рассмотреть эту тему, изучая все основные места Библии, относящиеся к ней.   Прежде всего,  найдем ответ на вопрос: “ Означает ли заповедь “не убивай” как категорический и однозначный запрет Бога на лишение жизни любого человека при любых обстоятельствах”?

Поиск  начнем с того, что ответим на вопрос: “А почему вообще возникла необходимость в этой заповеди”? Ответ не будет  сложным – потому что после грехопадения природа человека стала греховной, т.е. склонной к преступлению, насилию, убийствам. Но мог ли Бог пускать этот процесс деградации человечества на “самотек”? Если бы Бог не предпринял бы никаких мер, то человечество самоуничтожилось бы в мгновение ока! Поэтому первым, кто предпринял радикальные меры по сдерживанию разгула неповиновения, преступности и насилия, был Сам Бог. А когда же впервые возникла необходимость применения оружия и физической силы для этого? Быть может, многие удивятся, но это произошло еще во времена Адама и Евы:

002_изгнание из РаяБыт. 3:24 “И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.”

Думаю всем понятно, что меч у херувима был не для того, чтобы «мух отгонять» и не сам он себе выбирал оружие, но именно Бог вложил его в руки ангела. Конечно, можно сказать, что херувим – это реальность духовного мира и его меч был не физическим и не предназначался для того, чтобы сносить голову конкретному человеку. Но само понятие меча означает, что Бог рукою ангела применял Свою силу, чтобы остановить насилие, и эта сила могла найти свое выражение как в землетрясениях, молниях, потопах, как это было, например, в Содоме и Гомморе, так и в непосредственном умерщвлении человека как это произошло с Ананией и Сапфирой (Деян.5:1-11). Да, Бог милостив, но если человек переходил определенную грань в своем непослушании, то Бог умерщвлял его!

Но здесь может возникнуть вопрос: “ может лишение жизни человека – это прерогатива только Бога, а человеку это запрещено?” Нет! Бог ограничивал разгул насилия на земле не только рукою ангелов, но и рукою человека, установив гражданскую власть и наделив ее правом вершить суд над преступниками вплоть до смертной казни, вспомним так называемый Ноев Завет:

Быт. 9:5,6 “Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию”.

Итак, если человек совершил преступление – умышленное, корыстное убийство, что запрещено Богом (потому что “человек создан по образу Божию”), то он должен  быть умерщвлен также ” рукой человека “, но это уже не будет являться преступлением, а всего лишь способом остановить разгул преступности. И это право дано человеку (на том же самом основании, что он “создан по образу Божию”, и, поскольку  Бог Сам обладает правом останавливать насилие, именно его Он и вручает Своему подобию)!

А из Божьего откровения мы знаем, что ни вражда, ни насилие, ни преступность на ЭТОЙ земле не прекратятся, то и необходимость в противостоянии этому злу так же не исчезнет, а значит, сохранится потребность и в суде и в смертной казне. И, если даже гуманность общества поднимется до такого уровня, что смертная казнь будет отменена (как это есть в некоторых странах), то необходимость вооруженного противостояния такому виду общечеловеческого преступления как война, все равно останется актуальной и бедствия эти будут продолжаться пока мы не получим новую Божию природу и не окажемся на новых Небесах и новой Земле.

Но рассмотренные места из Библии относились к периоду до Закона Моисеева, т.е. до того, как были даны  10 заповедей, в т.ч. и заповедь “не убивай”. Может потом ситуация изменилась, и, давая эту заповедь, Бог вложил в нее уже какой то другой смысл? Попробуем разобраться в этом вопросе, имея в виду два важных обстоятельства (можно сказать – постулата):

— Бог неизменен, как неизменны Его моральные атрибуты, а значит, неизменны и Его законы, данные   всему человечеству (здесь не имеются в виду законы, данные еврейскому народу через Моисея только на определенный период времени, от “клятвы которых “ искупил Иисус).

— Бог не может противоречить Сам Себе.

А теперь рассмотрим несколько постановлений из Закона Моисеева, установленных Богом после заповеди “не убивай”.

Прежде всего, вспомним, что заповедь “не убивай” дана в Исход. 20:13. Перевернем страницу и заглянем уже в следующую главу  — в 21ую:

Исх. 21:14-17 “А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти. Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти. Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.”

Итак, мы видим, что буквально сразу за заповедью “не убивай”  Бог повелевает предавать людей смерти за определенные виды преступлений (причем некоторые из них для нашего времени и по нашим меркам кажутся не такими уж и ужасными).

А в Лев.24:16,17 наоборот, сначала сказано кто должен быть предан смерти и тут же, в следующем стихе ставится жёсткий запрет на убийство человека:

“и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти. Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти.”

А за некоторые преступления человека можно было “брать на смерть” даже от жертвенника, от самого святого места пребывания Бога в народе! Но может Бог подразумевал какой-то особый род казни, не предусматривающий участие человека (не “рукой человека”)? Тогда обратимся к  Второзаконию:

Втор. 21:18-21 “Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания, и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница”; тогда все жители города пусть побьют его камнями до смерти …”.

И если смертная казнь предусматривалось за такое “незначительное” преступление, как непослушание родителям (причем она приводилась в исполнение именно ”руками человеков”), то, что уж тогда говорить о более серьезных преступлениях и таких законов в Ветхом Завете много, не будем их перечислять, для примера достаточно и этих. Хотя еще один, очень показательный случай можно привести  — это сам Моисей, в руки которого и была дана Скрижаль Завета с заповедью “не убивай” (думаю, что он все-таки успел ее прочитать :)), и тут же, после ее получения он “положил” около 3000 (не язычников-иноверцев!), а своих же собратьев, за то, что они изготовили золотого тельца (Исх. 32:11-28)!

А если злоумышленник не проявляет прямого намерения умертвить человека, но защищающийся всё таки убъёт его, то будет ли он виновен в его смерти и будет ли на нём грех? Обратимся к книге Исход:

Исх.22:2 “«Если [кто] застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не [вменится] ему» .

Как видим, убийство злоумышленника здесь является как мера защиты дома и живущих в нем от грабителя, поэтому грех убийства не вменяется защищавшему!

Итак, если считать, что заповедь “не убивай” имеет буквальный и абсолютный смысл и убийство человека не допускается ни при каких обстоятельствах, то тогда, на основании вышеперечисленных примеров (и не перечисленных тоже), Бог вступает в противоречие с Самим Собой!  Но это невозможно по определению (об этом постулате мы уже говорили выше)! Значит, все-таки эта заповедь не является такой категоричной и однозначной, и в нее внесен какой-то другой смысл. Какой? Чтобы выяснить это, надо иметь в виду два важных обстоятельства:

—  язык написания Ветхого Завета

—  к кому обращена заповедь.

С первым обстоятельством нам поможет разобраться древнееврейский язык. Дело в том, что такое понятие, как “лишить жизни, убить” в еврейском языке выражается двумя разными словами, имеющими смысловое отличие. Такое понятие, как несправедливое, особо жестокое, злонамеренное, преступное, незаконное лишение кого-то жизни c целью ограбления или просто из ненависти передается словом “раца”. И наоборот, законное (т.е. на основании Закона Божиего) лишение кого-либо жизни в качестве наказания, с целью искоренения зла из среды людей, и для защиты людей от посягательства на их жизнь,  передается таким словом как “хараг”. Так вот, на скрижалях Завета  заповедь “не убивай” обозначалось именно словом “раца” т.е. речь идет о запрете на незаконное убийство (убийство, совершенное в нарушении Закона Божиего). И, наоборот, там, где речь идет о смертной казни, как о наказании, употребляется слово “хараг” т. е лишение жизни кого-то на законных основаниях, в соответствии с Законом Божиим.

И второе обстоятельство – это вопрос к кому обращена заповедь? При этом надо иметь в виду природу требований Бога к падшему человеку. Все, о чем говорил Господь в Писании, можно подразделить на мораль личную и мораль общественную, т.е. долг. Следует разделять требования, предъявляемые к индивидууму, и требования, предъявляемые к обществу. Все Десять Заповедей обращены к личности, к индивидууму, а не к государству. Но, читая Ветхий Завет далее (книги Исход, Левит, Числа, Второзаконие), мы видим, что многие заповеди, законы и постановления уже относились и  к обществу, государству (в т.ч. и законы о смертной казни) а не только к индивидууму. В чем разница? Дело в том, что человек имеет свободную волю и право выбора и его нельзя, скажем, заставить верить в Бога или любить Его. Это требование личной морали и личной ответственности каждого. Но вот исполнение гражданских законов и повиновение законной власти – это уже требование общественной морали. И индивидуум обязан соблюдать законы, в противном же случае  государственные органы имеют право заставить его исполнять их. И если кто-то не подчиняется государству, то в этом случае Бог допускает использование силы:

Чис. 35:19 «мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его; «

Чис.35:27 «И найдет его мститель за кровь вне пределов города убежища его, и убьет убийцу сего мститель за кровь: то не будет на нем вины кровопролития«.

Чис.35:30,31 «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля не достаточно, чтобы осудить на смерть. И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен в смерти, но его должно предать смерти».

Чис. 35:33 «Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее. «

Применение силы государством оправдано и законно, если используется для защиты прав и свободы граждан и общества, а не для агрессии. И из всей Библейской истории мы видим, что основы государственности и правосудия были установлены самим Богом, причем еще до завета Бога с Израилем.

Ну, хорошо, вопрос преступления и наказания, я думаю, более-менее ясен. А как же войны? Насколько оправдано убийство противника во время боевых действий? Не будем долго рассуждать по этому вопросу, вспомним хотя бы курс истории из школьной программы, где рассказывалось о том, что войны делятся на справедливые (защита отечества) и несправедливые (агрессия). Если агрессор идет на кого-либо с войной, то он сам поставил себя вне закона, т.к. нарушил заповеди: любви к ближнему, пожелал имущество ближнего и имеет намерение убить ближнего. Таким образом, агрессор сам попадает под наказание в соответствии с законом – смерть. Иногда в качестве нападающей стороны выступал сам Израиль, но здесь Бог отдавал языческие народы в руки Израиля в качестве наказания за их нечестивость. А иногда допускал нападение на Израиль как наказание за непослушание его самого. Примеры таких войн мы видим и в Библии и видим, как Бог помогал избранным воюющим, как Он их благословлял на ратный подвиг. Принципиальное отношение Бога к войне мы можем прочитать во Второзаконии гл.20, особенно показателен в контексте рассматриваемого нами вопроса стих 16, приведу его полностью:

Втор.20:16 “А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души;”

Более того, если некто, кому было поручено Богом совершить отмщение, усмотренное Всевышним в виде лишения жизни, не будет этого делать, то есть, не будет УБИВАТЬ, то такой человек попадает под проклятье:

Иер.48:10 “Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!

Если Бог совершает мщение Своей сверхестественной силой, то кто сможет “удержать меч Его”? Никто! Но если Бог усмотрел лишение жизни кого-либо рукою человека (например, Быт.9:6), а этот человек не совершает этого и тем самым “удерживает Меч Его”, то это не просто не выполнение Божьей  воли, это противление Богу, ведущее к проклятью!

Думаю, теперь ситуация прояснилась. Однако может возникнуть и такое возражение, мол, все это происходило во времена Ветхого Завета, а теперь, когда зло побеждено Иисусом  Христом, изменилась и суть этой заповеди. Вспомним наш первый постулат: Бог неизменен! Изменились принципы взаимоотношений человека с Богом, но моральные атрибуты и природа Бога неизменны. Бог Ветхого завета, это тот же Бог, что и Бог Нового завета; основные принципы управления Которого неизменны!  Да, Иисус Христос одержал победу над злом и освободил нас от власти греха, но эта свобода не дается каждому автоматически, зло не оставляет людей до тех пор, пока падшая человеческая природа не будет преображена Христом путем покаяния. Полное же освобождение от зла будет на Небесах.

Да, человек освобождается от власти греха через покаяние, но все ли люди покаялись и приняли Христа? Конечно нет, а значит, в мире продолжает существовать зло и насилие, и значит должен существовать институт власти, противостоящий ему через суд и карательные органы, значит должна существовать армия, могущая дать отпор агрессору. Иисус Христос пришел исполнить Закон, отрицал ли Он заповедь “не убивай”? Нет. Он наполнил ее более высоким духовным содержанием, но Он не менял ее сути! Чтобы понять это, давайте найдем ответ на вопрос: “был ли Иисус противником применения силы против беззакония”? Ответ мы находим в Евангелии от Иоанна:

004_Иисус в ХрамеИн. 2:15 “И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул;”.

Трудно представить любящего Иисуса с автоматом в руках?  А с бичом?

Или вспомним два места из притч Иисуса:

Мф.24:48-51 “Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.”

Как видим, Иисус Христос предостерегает злых людей от мысли о безнаказанности, другими словами именно Иисус утверждает принцип наказания за преступления и одним из видов наказания – это СМЕРТЬ!

Лк.19:27 “27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.”

Можно по второму отрывку сказать, что здесь не идёт речь о наказании смертью, но и образ Иисуса, требующего ИЗБИТЬ тоже нам непривычен, однако здесь Он говорил праобразно о Самом Себе, как о Том, Кто пресекает и наказывает преступников!

И, наконец, прямая фраза Иисуса:
Лк.12:49 “Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!”

Соответствует ли желание Иисуса о возгорании всепожигающего огня представлению о Его пацифизме?

Давайте рассмотрим ещё одно место, где Иисус говорит о необходимости иметь оружие для защиты и в положительном смысле одобряет такое применение:

Лк.11:21 “Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;”

Значит, всё таки,  можно иметь оружие для защиты и применять его, ведь именно об этом говорил Иисус!

Итак, утвердимся в аксиоме – Иисус пришел исполнить закон, а не нарушить, и Он не был противником применения силы против беззакония!

А теперь мы глубже рассмотрим Новый Завет в контексте темы нашего разговора.

Прежде всего, посмотрим на отношение Слова Божьего (т.е. самого Бога) к людям, предназначенным держать оружие в руках (а значит, и убивать), т.е. к воинам.

Какова была основная цель служения Иоанна Крестителя? Правильно!, привести людей к покаянию и отвращению от их греховных дел! Пришли к нему и воины, которых тоже волновал вопрос – не грешат ли они, держа в руках оружие? Что ответил им Иоанн? Прочтем его ответ в Евангелии от Луки:

003_Иоанн крестительЛк. 3:14 “Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием.”

Итак, как напутствовал их Иоанн? Он только сказал им, чтобы они не превышали власти, данной им в руки — “никого не обижали”, чтобы свою военную карьеру строили на своей компетентности, а не на обмане и “подсидке” друг друга – “не клевещите”, и чтобы не занимались вымогательством и мародерством, используя власть держать в руках оружие – “довольствовались своим жалованием”. Но он ничего не сказал такого, чтобы они отложили прочь свое оружие и не служили в армии!

Ну, хорошо, это был “всего лишь” Иоанн Креститель. А как сам Иисус относился к воинам?

Вспомним эпизод исцеления слуги сотника, записанный в Евангелии от Луки   7:1-10. Прежде всего, кто такой этот “римский сотник”? Это – офицер захватнической армии, оккупант, ЯЗЫЧНИК! Это человек, командующий сотнею солдат, которые с оружием в руках участвовали в захвате Израиля и в порабощении еврейского народа! Могло ли это произойти без кровопролития? Конечно нет! Мог ли этот человек дорасти до должности сотника (по современным меркам – это командир роты в звании капитана), не принимая участи в боевых действиях в рядах захватнической армии, самой сильной на тот момент, и не убивая в бою? Конечно нет, иначе он был бы убит сам! И, тем не менее, посмотрите, кто ходатайствовал о нем перед Иисусом? Иудейские старейшины (ст.3)! Как они охарактеризовали сотника? – ст.5 “ибо он любит народ наш и построил нам синагогу”. А о ком просил сотник? О себе? Нет! О слуге!! Такой заботы о слуге мы не видели в среде народа Божия, а тут язычник! Теперь, как бы мы могли охарактеризовать этого сотника? Это добропорядочный, честный человек, любящий ближнего (и своего слугу, и весь израильский народ), и, хотя, и язычник, но имеющий Бога в душе и любящий Его (далеко не все состоятельные израильтяне строили на свои деньги синагоги). То есть, он в принципе соответствовал тем требованиям к воинам, о которых говорил Иоанн Креститель, и соответствовал требованиям, предъявляемых ко всем людям самим Богом. А то, что он был в рядах оккупационной армии, то на это была воля Божия для свершения Его  плана, но и там он сумел сохранить все общечеловеческие ценности. Укорил ли его Иисус за воинскую службу? Потребовал ли Он, чтобы сотник оставил службу (а Он обязательно сказал бы это, если бы это было грехом, как Он сказал это женщине, взятой в прелюбодеянии и другим грешникам)? Наоборот, ст.9 “…сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.” Что может быть лучше, чем услышать такую похвалу из уст самого Господа!

Хорошо, но это было до искупительной жертвы Иисуса Христа. Может что-то изменилось после нее? Рассмотрим историю другого римского сотника – Корнилия, записанную в Деяниях 10:1-48. Кем был этот римский оккупант? – ст.2 “благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу” т.е., чтобы не повторяться, ему можно дать характеристику примерно такую же, как и сотнику, обращавшемуся к Иисусу. И в конце этой главы мы видим, что на самого сотника и всех его домашних сходит Дух Святой (ст.44). Этот момент очень важен, так как он говорит о том, что сотник был благочестивым до того, как на него сошел Дух Святой! Если бы то, что делал сотник по роду своей профессии (убивал врагов в т.ч. и из среды Израиля), было не угодно Богу, то заслужил ли бы ли  он эту похвалу и спасение от Бога?

Причем благочестивым был не только сам сотник, но и другой воин, находившийся при нем (ст.7). Итак, человек, держащий оружие в руках, и убивающий врагов может быть при этом БЛАГОЧЕСТИВЫМ и угодным Богу, и нигде мы не встретили примера, где бы Бог потребовал оставить воинскую службу.

В Десяти Заповедях есть заповедь “не прелюбодействуй”. Прелюбодеяние, блуд – это смертный грех. Это было грехом как  во времена Ветхого Завета, так является грехом и во время Нового Завета. Как Бог требовал от людей оставить этот грех в Ветхом Завете, так Он требует этого и в Новом. Грех осуждается Богом всегда! Но как люди, справедливо держащие оружие в руках, не осуждались во времена Ветхого Завета, так они не осуждаются и  во времена Нового. Более того, многие из них поставлены в положительный пример и показаны как герои веры, и это утверждается Новым Заветом:

Евр. 11:32-34 “И что еще скажу? Недостает мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;”.

Другой довод:

Иисус Христос,  чтобы ученикам была лучше понятна суть Его учений, часто говорил притчами. Одной из таких  является “притча о царе, идущем на войну” (Лк.14:31-33). Здесь Господь упомянул о войне не в смысле запрещения, но как о неизбежном явлении этого мира. Если бы ведение войны было  неугодно Богу в принципе, то вряд ли Он основывал бы Свое учение на таком примере.

Так же Он говорил о необходимости иметь оружие для защиты в рассмотренном нами ранее месте:

Лк.11:21 “Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;”

Пример одобрения Богом карательных мер к преступникам мы видим и у апостолов Петра и Павла:

Рим.13:4 “Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое”.

1Петр.2:13-15 “Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия…”.

    Каково же назначение меча, который носит начальник? Может это просто метафора и речь о смертной казни не идет? Но, внимательно читая Евангелие, мы можем увидеть, что слово “меч” употребляется в смысле “смерть”:

Рим.8:35 “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: “За Тебя умерщвляют нас всякий день;…”

    В других местах ясно видно, что меч означал орудие казни:

Деян.12:2 “И убил Иакова, брата Иоаннова мечем;”

Откр.13:10 “Кто ведет в плен, сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем.”

Думаю, что всем ясно, что меч для наказания преступников – это орудие  к смертной казни, (а не порки).  И эта функция возложена на государство в лице соответствующих “начальников”, которые при этом являются “Божьими слугами”! Именно таким образом и “дается место гневу Божию”, а не личной мести человека.

Давайте обратимся к Притче о человеке высоко рода, который отправился получать в наследство царство, записанной в Лк.19:11-27:
12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;”

О Ком говорит Иисус? Кто этот человек “высокого рода”? Несомненно Он говорил о Себе!

14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами

Что именно не хотели граждане? Чтобы он царствовал! То есть, это люди отвергающие Иисуса Мессию как ЦАРЯ!

Но не все люди ненавидели Его и это видно из того, что призванные им употребили вверенное им серебро достойно:

15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.”

Среди них был и из числа ненавидевших, так как он никак не употреблял мину:

26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;”

И что же с таким человеком сделает Иисус? Читаем внимательно!

27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.”

В синодальном переводе сказано мягко, просто “избейте”, но в оригинале на греческом используется слово “κατασφάξατε (катасфАксатэ)” (Номер Стронга: 2695), которое как раз таки смысла “избить” и не подразумевает, а его значения, это – “зарезать, закалывать, убивать.”

То есть, Иисус говорит: “врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и УБЕЙТЕ (заколите) предо мною”!


Увеличить

Но все, о чем мы сейчас говорили, относилось к 2000-летнй давности. А что предстоит в будущем? Для ответа обратимся к книге “Откровение” и прочитаем об Армагеддонской битве:

006_Армаагедон

Откр. 19:11-21 “ Откр.19:11-21 “ И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: `Слово Божие’. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: `Царь царей и Господь господствующих’. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.”

Этот текст несколько труден в понимании, так как в нем есть иносказания. Но мы попробуем разобраться.

В самом начале отрывка мы видим некоего всадника, кто он? Ответ находим в 13-м стихе, Он – “Слово Божие”, то есть, Иисус Христос! В 15-м стихе мы читаем, что из уст Его исходит “острый меч”… меч? Но зачем? Ответ в этом же стихе — чтобы им поражать народы! Очень часто пацифисты ссылаются на то, что Иисус, придя на землю никого не убивал! Да, совершенно верно, не убивал… но не потому что не за что было предавать смерти людей, а потому что цель Его прихода была иной – спасать заблудшее и погибающее! Но тот же самый Иисус вновь придёт на землю и что Он будет делать? Совершенно верно, убивать мечём! Но может это просто угроза, а на самом деле Он не будет применять меч? Но в 18 стихе написано о неких трупах – “пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих” Откуда возьмутся эти трупы? От меча Иисуса! Конечно, это не прихоть Иисус убивать людей, так как они сами восстанут на Него, о чём мы читаем в 19-м стихе – “ царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его”. О каком воинстве “Сидящего на коне” идёт речь? Некоторые полагают, что это ангелы, но плотские люди не могут сражаться с духовными невидимыми сущностями, поэтому здесь имеются ввиду люди, воскресшие в первое воскресение мёртвых, те, кто спасены (праведники Ветхого и Нового заветов), именно они, будучи воскресшими и пребывающими во плоти, будут вместе с Иисусом сражаться с земными полчищами. Значит что предстоит христианам? СРАЖАТЬСЯ, а значит и УБИВАТЬ, а если Бог предрекает победу, то это значит, что противник  будет УБИТ! И это будет сделано руками христиан!:

Стих 21 – “а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами”(!)

Давайте вспомним и о мнениях Апостолов по поводу насилия и противостояния ему:

Рим.1:32 “Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют”.

Евр.10:28-29 “[Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?”.

Буквализм в отношении заповедей (без понимания духа и смысла) очень опасен. Приведу пример. «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Этим предписанием Господь дал нам личную норму. Если мы будем абсолютизировать смысл этого стиха, то должны будем отменить всякий закон и суд в обществе. История дает немало примеров, когда государственная власть бездействовала, и для общества наступал тяжелый и болезненный период всеобщего произвола.

Итак, на основе всего вышеизложенного, мы можем сделать определенный вывод.

“НЕ УБИВАЙ” – шестая заповедь, данная Богом через Моисея, ставит запрет на незаконное лишение кого-либо жизни, на убийство в нарушение Закона Божьего. Она обращена исключительно к личности, но не к обществу. Она запрещает вершить “правосудие” самостоятельно. Представьте ситуацию: вы-милиционер, едете на своей машине на службу. Внезапно какой-то “крутой” вас подрезал, вынудил остановиться и еще вас же и обругал! Имеете ли вы право в этой ситуации хвататься за пистолет? Если вам даже этого и хочется, то вы не имеете на это право, так как в данный момент вы не находитесь на службе, сейчас вы —  частное лицо. И даже если с вами поступили плохо, вы, как христианин, должны обратиться к нему без раздражения и постараться мирно уладить конфликт. Это соответствует заповеди Христа. Но вот вы прибыли на место службы и заступили на охрану общественного порядка, и в это время происходит несколько преступлений. Требования к вам уже другие. Сейчас вы уже не частное лицо, а должностное. Ваша обязанность – защита прав и самой жизни граждан. И теперь Господь обязывает вас быть твердым, мужественным, для того чтобы остановить преступника, а если это будет угрожать безопасности другим гражданам (да и вам лично), то вы имеете право применить и оружие на поражение, иначе вы будете виновны в гибели беззащитных людей. Никто не может вдруг взять в руки оружие и стрелять на улице куда попало и в кого попало. Но если кто-то так поступит, то государство должно остановить насильника.

А если на вашу страну напал враг? Должен ли христианин ограничиться одной молитвой о спасении и мире? Думаю, что нет.  Давид всегда молился Богу перед войной, но после молитвы он брал в руки меч и шел сражаться (т.е. молитва должна не замещать дело, но помогать успешно его совершить). Враг, агрессор – тот же преступник. И долг каждого христианина, как гражданина своей страны, встать на защиту своей родины,  города,  семьи,  близких:

1 Тим. 5:8 “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.”

Прит.24:10,11 «Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?»

Ин. 15:13 “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.”

Думаю, понятно, что “положить душу свою за друзей” означает погибнуть, защищая их. Но защищать это значит противодействовать противнику в сражении или поединке. Значит, Бог не только допускает противостояние врагу, но и поощряет и даже благословляет его. Итак, служба в армии не препятствует благочестию и искренней вере!

Лишать кого-либо жизни запрещено отдельному человеку (это личная мораль). Но государству лишать жизни преступника (врага) не запрещается (это уже общественная мораль). Нет никакой логической связи между заповедью “не убивай”, и воином-христианином, стоящим на государственной службе. Если солдат, подчиняясь законному приказу своего правительства, при необходимости убивает солдат противника во время службы, то он выполняет свой долг.

Но как это все соотносится с заповедями Иисуса, приведенными в начале нашей беседы: —  не противься злому;

—  кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;

—  не мстите за себя возлюбленные;

—  любите врагов ваших;

—  блаженны миротворцы;

—  возврати меч твой в его место, ибо все взявшие меч, мечем погибнут; и т.д.

Очевидно, что все эти заповеди обращены не к обществу и государству, а к ЛИЧНОСТИ!

Эти заповеди являются наставлениями из сферы личной морали.

“Не противься злому…”, если понимать эту заповедь буквально как отказ от сопротивления злу в любом его проявлении и на любом уровне, то следует тогда расформировать органы правопорядка и Вооруженные Силы. Но вы можете, хотя бы на мгновение, представить к каким последствиям это приведет? Если государство не будет противиться злому, то очень скоро жизнь превратится в ужасный кошмар и наступит всеобщий хаос (вспомните, хотя бы погромы и убийства в те несколько дней безвластия в Киргизии). Заповедь “не противься злому” следует понимать, как “не бери закон в свои руки”.

 “Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую”. Если понимать эту заповедь буквально, то я должен позволить преступнику творить со мной все что ему вздумается! Но ведь цель Бога и государства в первую очередь исправить человека от его неправедных путей. Но остановится ли преступник, если я буду милостиво разрешать ему избивать меня? Думаю, что нет. Дело в том, что в этой заповеди речь идет не о непротивлении ЗЛУ как явлению (как многие ошибочно полагают), а о непротивлению ЗЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ, который имеет против нас некоторые злые намерения. Что это за намерения? При внимательном рассмотрении этого места видно, что здесь не идёт речь о намерении убить нас и даже не идёт речь о намерении нас избить! Речь здесь идёт не о насилии, а исключительно об оскорблении! Девяносто процентов людей – правши, и, если правша хочет сильно ударить впереди стоящего человека в лицо, то он ударит его в левую щеку. А в заповеди идет речь именно о правой. Это означает, что человек – правша бьет другого наотмашь, тыльной стороной ладони. Но такой удар не может нанести вред, и в те, и в наши времена такой удар считается просто оскорблением. Поэтому речь в этой заповеди идет о том, чтобы христианин проявил терпение, и не отвечал оскорблением на оскорбление, а, проявив к врагу терпение и любовь (даже если оскорбления неоднократны), заставил его измениться, чтобы он увидел в нас свет Божией любви и раскаялся в содеянном.

“Не мстите за себя возлюбленные”. Если мы будем мстить врагам лично, то тем самым мы возьмем на себя функцию правосудия. Но такая функция и право есть только у государства. Даже во времена Ветхого Завета вершить личный самосуд было запрещено. Предусматривалась определенная процедура следствия и суда (должны были быть представлены неопровержимые доказательство и свидетели, причем не менее двух; вспомните опять Чис.35:30, приведенные ранее). И только суд мог выносить определение степени вины и наказания. Представьте только, что будет твориться, если каждый будет вершить суд так, как ему лично покажется справедливым! Эта заповедь еще раз утверждает истину, что воздаяние за преступление находится исключительно в компетенции государства и Бога:

Рим. 12:19 “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”.

 “А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного” (Мтф. 5:44). Это вполне определенная заповедь, которую мы должны исполнять. Но как она должна исполняться в разных обстоятельствах? Если вдруг сложилась ситуация, когда мы встали перед выбором, кого же нам любить более? Мы должны любить своих врагов, но ведь не более чем своих близких и единоверцев:

Гал. 6:10 “…будем делать добро всем, а наипаче своим по вере”. И, опять же:

1 Тим. 5:8 “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.”

И если преступник напал на моего ребенка или мать, должен ли я защищать их или позволить преступнику вершить свое дело? Кроме того, можно ли попустительное отношение к преступнику рассматривать как проявление любви к нему? Совершенно очевидно, что вседозволенность и безнаказанность являются стимулами к еще более страшным преступлениям. Конечно, мы должны попытаться уладить конфликт мирным путем, так требует Слово Божие:

Мтф. 5:9 “Блаженны миротворцы…”

Рим. 12:17,18 “Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.”

Апостол Павел не зря сказал “если возможно”, а если нет? Ведь не все от нас зависит.

Если наши усилия сохранить мир оказались тщетными, должны ли мы подчиниться преступнику? Зачастую преступник сам лишает нас выбора и возможности жить с ним в мире. Требование Христа “любить врагов” не означает любить их преступления и потворствовать им. Преступление должно и может быть остановлено нами, а вот воздаяние за него Бог возложил на государство, которое, в свою очередь, делегирует это право соответствующим служащим. Любить врагов не значит позволить агрессору захватить нашу страну и уничтожать наш народ, вспомните Великую Отечественную войну и концлагеря, сколько людей было уничтожено! А что ждало нашу страну в будущем, не будь враг разбит и уничтожен? Так что же значит тогда “любить врагов”? В чем она, любовь к ним, заключается?

—  в молитве за них;  в благовестии им;  по возможности препятствовать их агрессии, пытаться их остановить и отвратить от преступлений;  не оскорблять пленных и чтить их человеческое достоинство; не мучить и не пытать, а, наоборот, при необходимости оказать им медицинскую помощь; не оскорблять их религиозных чувств;  не осквернять кладбищ и святынь; сделать все возможное, чтобы сберечь жизнь мирному населению;  ходатайствовать перед властями о них и т.д. и т.п.

Вспомните пример войны в Ираке. Солдаты американской армии стреляли и убивали противника – солдат иракской армии, и их никто за это не наказывал, а наоборот, даже поощряли. Но стоило им проявить жестокость и издевательство над пленными в тюрьме, как их сразу судили и лишили свободы.

“Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем, погибнут” (Мтф.26:52)

Этот отрывок часто приводят как утверждение, что оружие нельзя брать в руки ни при каких обстоятельствах. Но этот ли смысл вкладывал Спаситель в данные слова? Чтобы разобраться в этом, вспомним обстоятельства произошедшего. Прежде, чем отправиться в Гефсиманский сад, произошел один интересный (в контексте нашей темы) диалог:

Лк.22:36 “Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, так же и сумму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; “ т.е. целенаправленно приобрети меч!

Лк.22:38 “Они сказали: Господи! Вот здесь два меча. Он сказал им: довольно”.

Что мы видим? Иисус Христос Сам говорит о необходимости покупки меча (т.е. о необходимости его иметь). Зачем он нужен апостолам, отправляемым на проповедь Евангелия по всему миру (не капусту же шинковать!:))? Конечно, можно сказать, что для защиты от диких животных, но тогда почему Он не говорил им брать его, когда отправлял на Евангелизацию в первый раз (Лк.9:3)? Безусловно, он нужен для  защиты, но не от животных, а от преступников и разбойников! Но тогда закономерно возникает вопрос: а разве в их первом евангелизационном путешествии не было такой угрозы? Палестина была отнюдь не спокойным местом, вспомните хотя бы притчу о добром самарянине. Да, потенциальная угроза существовала, но реализоваться она не могла по той причине, что у Бога был особый план для них на тот период, в который не входили их страдания и тем более смерть. А они, не имея Святого Духа,  могли бы неправильно воспользоваться им, так как еще не могли  в полной мере явить миру пример кротости и смирения, как не смогли бы и перенести те страдания, которые они должны были претерпеть позже. Поэтому Бог хранил их непосредственно Своей десницей. Но теперь ситуация менялась в корне! Они должны были вскоре получить Святого Духа и, имея правильное учение, должны были сами правильно определять, как им пользоваться при возникновении угрозы. Теперь, имея в руках меч, они не должны были выхватывать его при малейшей угрозе и тем более для проявления агрессии, которая прочно существует в грешной природе человека. Рассудите сами, когда труднее явить кротость? Тогда, когда вы не имеете возможности и силы ответить более сильному обидчику, или тогда, когда вы способны проявить свою силу над более слабым, но не делаете этого! Меч нужен исключительно для защиты в крайних обстоятельствах, но не в коей мере для проявления агрессии и насаждения христианства! И это явно видно при внимательном рассмотрении того, как разворачивались события дальше.

Итак, когда ученики, перед самым выходом в Гефсиманский сад, сказали, что есть два меча,  Иисус не сказал им, чтобы они оставили их и не брали с собой! А Господь обязательно так сказал бы, если бы Он был противником обладания и  использования оружия в принципе. Но мы видим, что Иисус был согласен с тем, чтобы у них было два меча; Он только указал на то, что этого количества достаточно. А для чего нужны были мечи в саду? Может на этот раз для защиты от животных? Но существовала ли реальная опасность пострадать от животных Тому, Кто повелевал всеми силами природы? Конечно, нет! Тогда зачем же они были нужны? Господь всеведущ, Он знал, что должно произойти. Как Он знал о предстоящем отречении Петра, так Он знал и о том, что Петр попытается защитить Его мечом во время ареста. Но Он умышленно допускает, чтобы эта ситуация произошла. Значит, Господь хотел научить учеников тому, о чем мы говорили выше. Согласитесь, что Иисус не стал бы в своей учебе использовать те методы, которые были бы не приемлемы Им в принципе. Что же произошло дальше? Иисус с учениками находится в Гефсиманском саду, когда появляется отряд воинов, возглавляемый Иудой, чтобы арестовать Его. Какова же реакция учеников?

Лк.22:49 “Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! Не ударить ли нам мечем?”

И что же Иисус? Поразительно, но Он не отвечает им, позволяя событиям развиваться дальше!:

Лк.22:50 “И один из них ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо”. Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что это был Петр (Ин.18:10), который наверняка не ставил своей целью именно отсечь ухо, он хотел убить его, но промахнулся!

И вот только теперь Иисус останавливает своих учеников:

Лк.22:51 “Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И коснувшись уха его, исцелил его”. И только после произошедшего Он произносит рассматриваемую нами фразу в Мтф.26:52. “возврати меч твой в его место…”

Что Он хотел этим сказать?

Во-первых, то, что Он не нуждался в защите: “…или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?” (Мтф. 26:53).

Во-вторых, такой ход событий (арест, страдание и смерть) был предопределен Отцом Небесным и НИКТО и НИЧТО не могло изменить ситуацию: ”…как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мтф. 26:54).

В-третьих, поскольку ситуация не могла, да и не должна была быть изменена, действия Петра были абсолютно бессмысленны, более того, он подставлял под угрозу свою жизнь. А это не входило в планы Божии, т.к. Петр впоследствии должен был быть послан на проповедь Евангелия миру (т.е. на первом месте должно быть исполнение воли Божией, а не желаний человеческих, тем более в порыве страстей).

В-четвертых, такие действия Петра противоречили учению Христа о послушании властям, о кротости, о  смирении. А ведь именно ученики должны были являть “свет миру”. Представьте такую картину: во время служения в собрание вошел милиционер, чтобы арестовать пастора. Но в это время друг пастора выхватил нож и ударил стража порядка. Чтобы вы сказали такому человеку? Правильно ли он поступил? Безусловно, он не имеет право на такие действия. Даже если арест пастора, по нашим меркам, был несправедливым, то отстаивать его права мы можем только законными методами: свидетельствовать на следствии и суде; обращаться с петициями к властям; обращать внимание общественности; даже организовывать пикеты и объявлять голодовку, но ПО ЗАКОНУ! Вот именно это и хотел сказать Иисус.

В-пятых, Пётр воспользовался мечем в целях нападения а не защиты, так как в данный момент времени ни его жизни, ни жизни Иисуса не угрожала реальная опасность смерти. Люди пришли Его арестовывать, а не убивать.

В-шестых, а каков же реальный смысл слов Иисуса? Он заключается во второй части фразы: “…ибо все, взявшие меч, мечем и погибнут”. Первый взявший в руки меч является агрессором и преступником, и, следовательно, его ждет погибель. От чего погибнет “взявший меч”? От меча! Значит, кто-то же должен умерщвлять “взявшего меч”! Но ведь под осуждение попадает не этот, вынужденно защищающийся, а именно агрессор. Истинный смысл слов в том, что Бог запрещает агрессию, но допускает самозащиту. И это будет справедливым возмездием агрессору за посягательство на высочайшую святость человеческой жизни, за посягательство на образ и подобие Творца. Таким образом, Господь поясняет ученикам, зачем им нужны мечи – для защиты в крайних ситуациях, но не для нападения!

Библия разрешает власти пользоваться мечем в гражданских целях (Рим.13:1-4), но не оправдывает его использование в духовных целях. Силой должно пользоваться государство, но не Церковь!

Как же далеко отошло христианство от этого учения во времена крестовых походов, “святой” инквизиции, или крещения Руси, когда мечами люди загонялись в воду “заключать завет с Богом”! А как расправились православные со старообрядцами: около миллиона человек было умерщвлено мечем и огнем!

Но не меньшую опасность несет беззубый пацифизм, позволяя мучить и уничтожать своих близких и свою страну, ложно боясь использовать  право применения оружия для защиты и противостояния агрессии, которое Бог дал (милостиво позволяя вершить это дело другим; поистине, легко загребать жар чужими руками!).

005_женщина взятая в прелюбодеянииОчень часто пацифисты, в доказательство того, что Сам Иисус был противником смертной казни, приводят пример с женщиной, взятой в прелюбодеянии и по Закону Моисеева подлежащей смертной казни, но отпущенной Господом без наказания (Ин.8:1-11). Но учит ли эта история нас тому, что грех должен остаться безнаказанным и смертная казнь недопустима? Нет, подоплека этой истории совсем иная – это конфликт между Иисусом и фарисеями. Приведя женщину к Иисусу, они пытались заставить Иисуса сказать что-нибудь противоречащее Закону Моисееву. Обратите внимание на то, что они привели женщину, когда Он учил народ в храме, пытаясь тем самым дискредитировать Его перед людьми. И ситуация оказалась очень щекотливой: Закон Моисеев содержит 613 заповедей, причем 603 из них были записаны рукой человека, но 10 – были выгравированы на каменных скрижалях перстом Божиим, т.е. Самим Иисусом! (Исх.31:18;32:15-16; Втор.4:13;9:10). И вот теперь Иисусу предстояло вынести приговор в соответствии с той заповедью, которую Он написал Своей собственной рукой – не прелюбодействуй! А теперь, обратим внимание на следующий момент – приведшие женщину не просто обвиняли ее в прелюбодеянии, но утверждали, что она была взята при его совершении, а, следовательно, не оставалось и тени сомнения в ее виновности, оставалось только вынести вердикт. И этот момент является очень важным, потому что он вскрывает всю подноготную этой истории и самих обвинителей. Дело в том, что в таком роде преступления, как прелюбодеяние, всегда участвует (как минимум) ДВА человека! Тогда возникает вопрос: а где же мужчина, замешанный в этом акте греха? Но он не был представлен Иисусу, как того требовал Закон: Лев.20:10 “Если кто будет прелюбодействовать… да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка”.

Второй момент: при рассмотрении дела, предусматривающего смертную казнь, обязательно должны быть представлены как минимум два свидетеля (Чис.35:30; Втор.17:6 “…не должно предавать смерти по словам одного свидетеля”).  Конечно, можно сказать, что при совершении такого рода греха, как прелюбодеяние, свидетели – вещь очень проблематичная, грешащие стараются делать это без свидетелей. Но в том-то все и дело, что приведшие утверждали, что она была взята в момент прелюбодеяния, а, значит, свидетели должны были быть!Но где они? Их нет! И, если нельзя предавать смерти по словам только одного свидетеля, то можно ли казнить вообще без свидетелей!?

И, наконец, самый важный, третий момент, знаменитая фраза Христа: “… кто из вас без греха, первый брось на нее камень” (Ин.8:7). Многие трактуют эти слова, как то, что Иисус, как бы взывая к милосердию и совести, призывал не казнить ее за этот грех, т.к. все грешны, и, мол, если есть среди вас безгрешный праведник, то только он может привести приговор в исполнение. Но, если эти слова понимать именно в таком контексте, то тогда человека, находящегося под Законом Моисеевым, вообще невозможно было бы казнить, т.к. безгрешных людей нет! Но Закон очень конкретно утверждал две вещи: во-первых, никто не являлся безгрешным и совершенным; и, во-вторых, смертная казнь была обязательной за некоторые виды преступлений. Если бы Иисус учил, что только безгрешный может бросить камень в согрешившую женщину, то Он учил бы чему-то противоречащему Закону. Смысл фразы был в том, что, по Закону, первым должен был бросить камень именно свидетель, причем сам невиновный в таком роде греха (иначе он сам бы подлежал такому же наказанию). И это было очень мудрым и справедливым пунктом Закона, т.к. смертный приговор выносился исключительно на показаниях свидетелей, то в том случае, если бы они солгали, вина в крови убиенных ложилась бы уже не на судей, а на самих свидетелей (Втор.13:9; 17:2-7).

Другими словами Иисус сказал: да, Закон гласит, что наказанием за прелюбодеяние является смерть, и никто не может отменить этого. Но, если вы хотите наказать человека за преступление, то вы должны сделать это В СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ! А, как мы видим, процедура судопроизводства была нарушена трижды! То есть, как раз по Закону Моисееву, ее то и нельзя было предавать смерти, и это прекрасно поняли фарисеи и книжники, хорошо знавшие букву Закона, поэтому-то они молча развернулись и ушли (а, не потому что у них вдруг заговорил голос совести или милосердия).

Виновна ли женщина в прелюбодеянии? Из контекста этой истории мы видим, что да. Заслуживала ли она смерти? Да. Тогда почему Иисус ее отпустил? Да потому что Он пришел, чтобы исполнить Закон, а не нарушить. Раз не было свидетелей, готовых бросить камень, значит, таким образом она не может быть казнена, а другой способ и не предусматривался.  Он не одобрил ее поведения и не был снисходителен к греху, Он просто не мог Сам нарушить Свой же Закон! Поэтому Он и увещевал ее впредь не грешить, т.к. видел, что сердце ее полно раскаяния (она ведь не пыталась как то оправдаться и выкрутиться) и в следующий раз ситуация может сложиться не в ее пользу, и тогда она будет казнена. Но более страшной смерть будет не эта, от руки человека, а та, вторая, по суду Божьему с определением на вечную погибель.

Итак, внимательно рассмотрев эту историю, мы видим, что Иисус не является здесь противником применения смертной казни, а выступает в роли справедливого судьи, действующего строго по Закону.

Мы рассмотрели позицию самого Иисуса Христа по этому вопросу. Говорили ли что-либо апостолы на эту тему? Ранее мы уже рассматривали место из послания к Римлянам 13:4 где рассуждали о значении самого слова ”меч”, но в разрешении вопроса о принципиальной допустимости  христианина служить в силовых органах и носить оружие, а значит и воспользоваться им по назначению, вникнем в это место Писания более подробно:

Римлянам 13:1-6:

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

 2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,

4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

5 И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести.

6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

 

Здесь ап.Павел говорит о том, что любой ”начальник”, т.е. человек обличённый властью и правами, причём речь идёт о неверующих (языческих) начальниках, т.к. христиан тогда у власти не было, является ”Божиим слугой” и это повторено трижды! То возникает закономерный вопрос: если язычник, находящийся при власти, обличённый властными полномочиями носить меч, а значит и применять его – является ”Божиим слугой”, то неужели христианин, занявший такую же должность, уже им (Божиим слугой), являться не будет? Скорее наоборот, это звание будет дважды оправдано!

В заключении рассуждений стоит привести ещё одно место Писания:

Прит.21:31 «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа. »

Да, победа от Господа, но к войне готовиться надо нам!

Думаю, что приведенные рассуждения и доводы убедительно доказывают, что смерть никогда не входила в планы Божии, но она явилась следствием греха. Люди сами, по своим преступлениям вынудили Бога применять смерть как способ наказания и сдерживания беззакония. И такую власть Бог делегировал обществу и государству в лице их представителей – служителей закона, военнослужащих, служителей порядка. И ничего нет постыдного, и тем более преступного, если на такой службе стоит христианин. Наоборот, это гарантия того, что закон не будет обойден или нарушен. Преступления и грехи всегда будут наказаны смертью, как они были наказаны даже в Господе, когда Он взял их на Себя, но тем самым даровав нам возможность к праведной жизни и спасению от вечной погибели! Слава Ему во веки веков!

 

  Зенькович Игорь.

 

Поделитесь о нас с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

Темы: Беседы на Библейские темы | комментариев 27 »

комментариев 27 на “Заповедь «Не убивай» и может ли христианин служить в армии?”

  1. яна пишет:
    27 Янв 2013 в 20:28

    Ничего подобного не читала. Убедили Игорь.

  2. Александр пишет:
    01 Фев 2013 в 15:00

    Глубоко. серьёзно и ответственно на основании Слова Божия раскрыта эта, нелёгкая для христиан, тема об отношении к заповеди *не убивай*. Надеюсь, что читатели сайта со всею серьёзностью прочитают эту статью и выразят своё мнение. согласие или несогласие и мы все вместе попытаемся порассуждать и придти к какому — здравому смыслу. Согласен с Яной, что ничего подобного раньше не было выражено. Александр.

  3. Николай пишет:
    25 Фев 2013 в 11:42

    Игорь, спасибо за глубоко раскрытую тему! Много примеров и убедительных доводов. Возвращаясь к вопросу о справедливом характере войны, хотел бы отметить, что зачастую это совсем не очевидно. Например, в эпоху средневековья в Европе нередко случалось, что две соседствующие страны находились в состоянии постоянного военного конфликта, который лишь на малое время прерывался очередным мирным соглашением. Предметом конфликта могла быть какая-нибудь небольшая приграничная территория, которую каждая из стран считала своей исконной территорией. И как в такой ситуации определить сторону агрессора или справедливо защищающейся стороны — ведь каждый из них считает, что спорная территория принадлежит именно ему?

  4. admin пишет:
    25 Фев 2013 в 14:44

    Совершенно согласен с Вами Николай! Тема причин войн и их справедливости — это обширная и отдельная тема, а здесь я этот вопрос затронул для того, чтобы отобразить принципиальную суть проблемы. Спасибо за отзыв и оценку!

  5. Женя пишет:
    15 Июн 2013 в 03:49

    Статья мне понравилась качеством материала. Благодаря этому стало ясно видно, что в Писании не просто нет ничего за войны. Но Игорь, автор статьи, вынужден текстом отвергать учение Христа.

  6. Игорь пишет:
    15 Июн 2013 в 11:39

    Спасибо Женя за внимание к дискуссионной статье и Ваш отзыв. Но мне хотелось бы знать, какое именно учение Христа я отвёргнул по Вашему мнению? Мне казалось, что на основании Писания я наоборот, раскрыл его в полноте, хотя допускаю, что не все моменты мог учесть. Был бы рад узнать Ваше мнение более подробно.

  7. алик пишет:
    29 Июн 2013 в 14:58

    слепой ты вожд. угождая властям ты отпал от благодати и вслед за собой тянеш других в погибель.лиш Жизнедатель вправе ее прервать несчастный ты жаль мне тебя.

  8. Игорь пишет:
    29 Июн 2013 в 22:21

    Уважаемый Алик! К счастью, я не являюсь никаким «вождём» и никого никуда не тяну, я просто выразил в этой статье СВОЁ понимание этого вопроса, отнюдь не претендуя на истину в последней инстанции. Рубрика, в которой она размещена, называется «беседы на Библейские темы» что подразумевает дискуссионный характер размещённого там материала, поэтому я был бы рад узнать Ваши доводы против этого, но только аргументированные и основанные на Слове Божием.

  9. Глеб пишет:
    30 Июн 2013 в 09:25

    Полностью с Вами согласен Игорь. Невеждой Вас не назовёшь и руководствуясь Словом Божиим не поспоришь.

  10. Иван пишет:
    26 Май 2014 в 12:47

    Увидел одну суть втянуть-христианина в мир, и жить как мир чтоб избавить Царства Божия. Язычник является ”Божиим слугой” только потому что нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его, даже бесы повинуются Ему. Слуга не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. И поп педофил публично прилично исполняет службы, а во тьме делает мерзость.Автор написал — «А Я говорю вам: любите врагов ваших…» забрав для чего это делать -«… да будете сынами Отца вашего Небесного».
    Борьба внутри человека. Помыслы человека определяют какого он духа, сыновство, ибо те кто исполняли закон думали — «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь..» имели оправдание-Закон, и были названы сынами дьявола, будучи слуги Бога».
    Даже ученикам сделал замечание, когда те захотели праведного гнева «..хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» — не знаете, какого вы духа был Его ответ.
    Автор пишет Иисус не является противником применения смертной казни, но Иезекииль 33:11 «…не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был.» и еще «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?». Христос противник смерти Он ее победил, потому и учит «не бойтесь убивающих тело».

  11. Михаил Пронин пишет:
    05 Авг 2014 в 10:14

    Замечательная статья. Те, кто не понял её сути — перечитайте ещё раз!
    Кстати, я и сам после того, как несколько раз прочёл Ветхий Завет, задался вопросом войн, заповеди «не убей» и повеления Христа «подставь другую щёку». После некоторых размышлений, сделал для себя выводы, но не особенно их афишировал. Но автор статьи подтвердил мои мысли. Спасибо огромное.

  12. Оксана пишет:
    05 Авг 2014 в 16:53

    Хочу обратиться к Ивану. Вы совершенно верно рассуждаете, если речь идет конкретно о вашем теле и решается лично ваша жизнь. А если все-таки рассмотреть ситуацию, которую предлагает автор статьи, когда речь идет о жизни вашей жены, матери или детей? Ведь когда нападает насильник (именно с целью отнять жизнь, в любом ее проявлении), вы становитесь перед выбором кого оставить жить! Если вы не отнимете жизнь у врага, то он отнимет жизнь у ваших близких. Вот в чем основная дилемма. В любом случае можно стать убийцей, не приведи Господь такую ситуацию в жизни. Просто в одном случае соучастником убийства своих родных, а в другом случае защитником их. Про свою жизнь — все понятно.
    Спасибо автору статьи за прекрасно изложенный материал. Как раз все становится на свои места: наш Бог в первую очередь — Справедливый и основание Его престола — Закон. И если есть покаяние в сердце человека, то Иисус Свою милость превозносит на судом! Аллилуйя нашему Спасителю!

  13. Олег пишет:
    06 Авг 2014 в 18:32

    Спасибо за исчерпывающий и точно аргуменитрованный взгляд на эту непростую тему, особенно в наше время. Давно искал что то подобное, так как традиционное толкование этой темы зачастую очень однобока и как обычно оставляет неучтенными многие другие места Писания которые оправдывают наказание делающих зло, даже смертью. И вообще считаю отмену смертной казни плодом «нездорового гуманизма» позволяющего всем и все если тебе это нравится и не вредит другим.
    Считаю что смертная казнь является очень убедительным фактором для тех, хочет жить нарушая законы, и Бог не ошибался устанавливая ее, конечно же если человеку перед наказанием дают шанс покаятся и спасти душу от вечной погибели.

  14. Анатолий пишет:
    21 Авг 2014 в 22:11

    очень самонадеяно писать в конце своих размышлений и своих взглядов Аминь.Это уже претензии на безгрешность и полноту всей Истины.Это лишнее.НЕкоторые доводы кажутся разумными,однако всё равно чувствуется какая то натяжка..Такое ощущение ,что цель статьи была дать добро защищать свою страну физически — всё остальное выстраивалось именно под эту схему..Я думаю что в этом вопросе каждый должен поступать по своей совести и вере..ПОтому что всё не так однозначно : например очень сложно представить Павла ,живущего например в Риме ,которого призывают сражаться за «свою страну» и т.д..Даже в Ветхом Завете когда исчислялся народ способный к войне к нему не относились Левиты — они были на страже скинии откровения…Что как бы намекает на разные призвания и действия..Шалом.

  15. admin пишет:
    22 Авг 2014 в 00:41

    Анатолий! Прислушался к Вашему мнению и если слово «Аминь» вызывает именно такие ассоциации. то я его конечно же убираю!

  16. Николай пишет:
    27 Фев 2015 в 10:47

    Добрый день!
    Не согласен со многими примерами которые были указаны для анализа этого вопроса. Да и вопрос до конца не раскрыт. это просто еще одно мнение! Заповедь «Не убивай» и может ли христианин служить в армии? Служить та можно в армии и нужно если призывают, да, вот убивать, здесь вопрос!!!Брать ли оружие в руки!!!???
    По сравнению с Ветхим Заветом Христос поставил планку еще выше в заповедях!!!

  17. admin пишет:
    28 Фев 2015 в 10:42

    Николай, я, конечно же, не претендую на истину в последней инстанции и на полноту исследуемого вопроса, поэтому то и предлагается читателям добавлять свои размышления на данную тему. Вместе с тем, было бы неплохо, если бы вместо простого констатирования факта несогласия со многими выводами, Вы конкретно указали бы с то, с ЧЕМ ИМЕННО не согласны и почему. Если Вы согласны с тем, что христианину СЛУЖИТЬ в армии МОЖНО, то Вы должны тогда согласиться и с тем, что ему придётся взять в руки и оружие, ведь она (армия) для этого и предназначена. Вопрос лишь в том: КАК соблюсти заповеди Божьи, имея в руках орудия убийства?

  18. Владимир пишет:
    20 Мар 2015 в 20:26

    Как будто Иисус и не приходил.Сын Божий все претерпел,уничижился до смерти.А люди все индулгенции на убийство оправдывают.Разбойник на кресте до последнего вздоха имел право на покаяние.Кто ты человек,что бы такое право отнимать?Мы не в Ветхом живем коли Христа приняли.А для Него мертвых нет -все Живые.

  19. АВО пишет:
    18 Окт 2015 в 18:08

    Радует, что автор излагает здравое библейское ученик, причём чётко и последовательно. Спасибо. Оппонентам автора — моё пожелание: изучить «классику жанра», например, статьи д-ра М. Лютера по данной теме: «О светской власти», «Могут ли воины наследовать Царство Небесное».

  20. Андрей Луцк пишет:
    21 Окт 2015 в 15:42

    Одна из самых кратких, простых и понятных Заповедей, и сколько же надо было автору излагать разных слов, что бы убеждать читателей в обратном, то есть в том, что убивать все же можно, а иногда попросту необходимо.. О таких писателях сказано в Иер.8:8 «Вы говорите: мы мудры, и закон Господень у нас? — А вот, лживая трость книжников и Закон превращает в ложь.»

  21. admin пишет:
    21 Окт 2015 в 23:16

    Заповедь о субботе тоже проста и казалась однозначной, но при этом вопрос Иисуса можно ли в субботу исцелять ставил «простаков» в тупик. Вы лучше бы аргументированно, на основании Писания доказали бы обратное. Вот именно, что такая «простота» понимания создала огромные проблемы в обществе, вместо того, чтобы вникнуть в суть заповеди и действительно её ИСПОЛНЯТЬ.

  22. Андрей Луцк пишет:
    24 Окт 2015 в 08:49

    «Вы лучше бы аргументированно, на основании Писания доказали бы обратное..» Что Вам нужно доказывать, что убивать нельзя, когда вы убедили себя и стараетесь убеждать других в обратном, используя при этом выбранные цитаты из Библии. Вы говорите, что и бог ваш убивал, мол вот же написано, и еще будет убивать, а я говорю вам, что человек сам на себя навлекает погибель, нарушая Заповеди, что оружие сынов света «не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь», а вы говорите, мол вот же, бог поставил солдат у входа в рай, с мечами.. А я вам, мол «возьмите меч духовный — Слово Божье!» А вы опять свое, мол сам же бог сказал побивать до смерти камнями. А я вам опять, мол Камень это Христос = Логос = Слово Божье и что читать это слово нужно с головой и искать не свое, а Божье «Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих» А свое, человеческое, земное, душевное это патриотизм, это защита материальных благ, своего, временного, а не истинного, духовного. На ваш сайт я попал по ссылке с фейсбука, где один из ваших читателей сделал перепост на вашу публикацию и подписался «есть на чем подумать» Так вот, он до того как вы взяли перо и чернила, не представлял себе, что можно убивать, что Бог одобрит, поймет, оправдает убийц, (плохих людей конечно), ведь кто будет призывать убивать хороших людей? Так вот и вы задумайтесь, не становитесь ли вы тем ангелом(вестником) который учит неокрепших людей, детей в вере, как можно обходить Заповедь Божью Не убивай, потому что если это так, а это так, то возмездие на ваше безумие будет очень скоро и очень страшным, ведь сказано:»лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. «

  23. admin пишет:
    24 Окт 2015 в 09:43

    Да, я всё таки хотел бы, что бы Вы доказали мне, что убивать нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах на основании Писания, а не “духовного” умозаключения. Для меня странно даже то, что слово Бог Вы пишите с маленькой буквы, видимо Он у Вас не настолько авторитетен, чтобы обращаться с Его именем с должным почтением. Так вот, с моим Богом я изначально познакомился через всё Писание, не вырывая цитаты из контекста. Вы же со своим богом познакомились только через 20 главу Исхода, но тогда он у Вас крайне противоречив, если не сказать что лжец, так как он сначала требует “не убей”, а потом тут же, сам же заставляет убивать! Ведь эта заповедь дана не только новозаветным верующим, а по выходе евреев из Египта. Им предстояло сражаться по пути в землю обетованную, но, потом не просто войти в эту землю, а завоёвывать её, порою уничтожая и женщин и детей! Объясните мне тогда позицию Вашего бога в этом вопросе! Рекомендую ознакомиться со всем Писанием и трактовать его сначала буквально, а потом уже духовно. На одном только “духовном” толковании можно в такие дебри уйти, что и само Слово исчезнет.

  24. admin пишет:
    24 Окт 2015 в 10:04

    Нет соглашусь и с Вашей трактовкой: «учит неокрепших людей, детей в вере, как можно обходить Заповедь Божью Не убивай». Я не учу «обходить» заповедь, а пытаюсь раскрыть её истинный смысл, в том числе и вникая в язык оригинала. Я ведь не говорю, что незаконное лишение кого-либо жизни — это хорошо и допустимо, нет, это грех и преступление, это и есть нарушение заповеди «не убивай». Соблазном и преступлением будет Ваше смиренное созерцание и полное бездействие, когда какой-либо преступник на Ваших глазах будет грабить, насиловать и УБИВАТЬ кого-либо (дай Бог, чтобы не Ваших близких). Мне даже сейчас интересно стало, а на чьей стороне оказались бы Вы в 1941-1945 гг? Тоже смиренно с должным почтением служили бы гитлеровской власти? Смиренно бы смотрели как фашисты (а ещё хуже — полицаи, т.е. свои же) уничтожают детей, жён, сестёр, матерей? Никто не отрицает силу Слова Божьего как меча в духовной брани, но оно (Слово Божие) отнюдь не отрицает и участие в физической брани! Но только законной!

  25. Арсений пишет:
    31 Дек 2015 в 01:55

    Благословений тебе автор!
    Очень правильная статья. Отдельное спасибо за объяснение еврейских слов.

  26. Олександр пишет:
    10 Июл 2016 в 22:29

    Дякую, ніколи не любив пацифістів, тому як вони лукаві люди, чужими руками вирішували свої проблеми і завжди прикривалися тим, що вони начебто більш духовні.

  27. Александр пишет:
    25 Ноя 2017 в 09:15

    Искал материал на дипломную работу о массовых истреблениях людей в Ветхом Завете и наткнулся на вашу статью. С интересом ознакомился со смелой и трезвой экзегезой библейских текстов. Благодарю за взвешенное изложение милитаристской позиции в сравнении с пацифизмом. Господних благословений на печатных полях нивы Божьей!

Отзывы