Поиск

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета


« | Главная | »

16. Учение о Боге. Троица. Называли ли ученики Иисуса Богом? Часть 1.

Автор: admin | 13 Мар 2018

16. Учение о Боге. Троица. Называли ли ученики Иисуса Богом? Часть 1.

В предыдущей статье, рассматривая вопрос, называл ли Себя Иисус Богом, мы уже приводили примеры того, как апостолы подтверждали заявления Христа по этому вопросу. В данной статье рассмотрим другие подтверждения Божественности Иисуса, высказанные апостолами.

Для приверженцев учения о Троице этот вопрос даже не стоит, так как в Новом Завете многократно видно, как они называли Его Господом. Но дело в том, что антитриниаты этот аргумент оспаривают мотивируя тем, что в греческом языке слово “Господь” — это слово κύριος (кьюриос), которое вместе со своим сакральным смыслом, подразумевающим Божественность, имеет так же значение “господин”, которое употребляется к человеческим властителям любого ранга, либо как уважительное обращение к человеку по типу древнерусского “сударь”.

Увеличить

Прежде нам следует разобраться в разнице слова “Господь” и “господин”. Оба слова происходят от одного глагола – “господствовать”, то есть, “иметь власть”. Человеческий господин имеет некоторую ограниченную власть над частью чего-то. В отличии от него, Господь имеет неограниченную и абсолютную власть над всем сущим.

Теперь нам следует разобраться, какой же смысл вкладывали ученики Иисуса, когда обращались к Нему титулом κύριος, имели ли они ввиду просто человеческого господина или всё же они подразумевали под этим словом Господа?

ГОСПОДЬ.

Наши исследования начнём с послания к Римлянам и посмотрим, что говорил апостол Павел в отношении Иисуса Христа:

Рим.10:9Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,”

Как видим, одним из непременных условий спасения является исповедание, что Иисус есть Господь. Мы знаем, что у многих в народе, а тем более у учеников Иисус вызывал огромное уважение и почитание и для них в человеческом понимании Он являлся господином как само собой разумеющееся, так стоило ли для них делать особый акцент на том, что бы Его называть этим титулом? Конечно нет, тем более, этот титул в привязке к понятию спасения никак нельзя ставить на уровень человеческого господства, так как никакой человек не может являться спасителем только лишь потому, что он является в некоторой степени господином. Спасителем является Бог и только Его человек может и должен признать как Личность, которая имеет абсолютную власть. На основании этого можно с полной уверенностью утверждать, что в Рим.10:9 Иисус назывался Господом как Тот, Кто имеет абсолютную власть спасать людей, а поэтому оно (слово Господь) в данном контексте является синоним слова “Бог”.

Теперь обратимся к 1-му посланию к Коринфянам:

1.Кор.2:8которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.”

Кто здесь имеется ввиду под “Господом славы”, Которого распяли? Несомненно — Иисус Христос. Но Кто вообще такой, этот “Господь славы”? Обратимся к Псалмам:

Пс.23:7-107 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! 8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. 9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! 10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.”

Итак, Кто есть “Царь славы”? Ответ находим здесь же: “Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани… Господь сил, Он — царь славы ”.

Как видим, Господь является Царём славы! Поэтому несомненно, что под “Господь славы” в Коринфянах подразумевался отнюдь не человеческий господин, а Бог-Господь!

Но достоин ли Иисус Христос называться титулом “Господь”?

Вот что сказал о Нём Иоанн-Креститель:

Ин.3:31Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,”

Но Кто является “выше всех”? Ветхий Завет утверждает, что это Бог:

Пс.96:9ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.”

2.Пар.2:5И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов.”

Нам ничего не остаётся, как только согласиться, что выше всех только Бог. Но как тогда Иоанн, зная эту истину, смел назвать Иисуса титулом, который может относиться только к Богу? Только в одном случае, если Иоанн и считал Иисуса Богом! Значит и обращение к Иисусу как к господину, могло иметь только один смысл – Господь Бог.

Хочется напомнить место из Деяний:

Деян.2:36Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.”

Это место мы уже рассматривали в статье “11_Учение о Боге. Троица. Божественность Иисуса Христа. Рождён или сотворён? часть 2.”, повторяться не будем, просто ещё раз акцентируем внимание, что Бог наделял Христа титулом Господь отнюдь не в качестве господина человеческого, имеющего ограниченную власть, а именно как имеющего абсолютную власть, то есть Господом Богом.

Вернёмся к посланию к Коринфянам:

1.Кор.12:3Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с тем, что нет никакой необходимости воздействия Духа Святого, чтобы назвать какого либо властвующего на земле человека господином. Но вот чтобы признать в человеке Господа-Бога, для этого действительно необходимо откровение от Святого Духа. Поэтому мы можем однозначно утверждать, что здесь под Господом подразумевается только Бог, но никак не человеческий начальствующий.

Вспомним разбойников, висевших на крестах рядом с Иисусом. Один из них произнёс такую фразу:

Лк.23:42 “И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

Разбойник прекрасно понимал, что смерть для всех их троих неизбежна и он так же знал, что души умерших отправляются либо в рай – Царство Божие, либо в ад. Разбойник так же признавал в Иисусе безгрешного Святого и понимал, что Он конечно же в ад не пойдёт, но что странно, место куда пойдёт душа Иисуса, он почему то называет Царством Иисуса! Но там есть только одно царство – Царство Божье, а значит, он в Иисусе признавал Бога, следовательно и обращение к Нему “Господи” подразумевало всё тот же статус – статус Бога.

Рассмотрим диалог Иисуса и Филиппа:

Ин.14:8,98 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. 9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?”

Это место мы уже так же рассматривали в статье “14. Учение о Боге. Троица. Говорил ли Сам Иисус Христос о Своей Божественности. часть 1.” И там убедились, что Иисус здесь отождествлял Себя с Богом Отцом, то есть указывал на Свою Божественную природу. Но в этом же месте Иисус назван и Господом. Но может ли под этим титулом подразумеваться простая человеческая власть у Того, Кто является Богом? Конечно нет, под Господом здесь подразумевается именно Бог.

Вспомним смерть Стефана:

Деян.7:59и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.”

Куда уходит дух человеческий после смерти? Екклесиаст говорит об этом однозначно:

Еккл.12:7И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.”

Если Иисус не Бог, то как тогда Он мог принимать дух человеческий, который возвращается к Тому, Кто его и дал – к Богу! В данном случае, Стефан конкретно под Богом, принимающим дух человеческий, подразумевает Иисуса, но здесь же он называет Иисуса Господом, следовательно под этим титулом нельзя никак понимать власть человеческую, но только Божью.

Далее Стефан произносит ещё одну знаковую фразу:

Деян.7:60И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.”

К Кому Стефан обращается восклицанием “Господи”? Конечно к Тому, Кому он обращался и в 59-м стихе, то есть, к Иисусу. Но кто можем вменить грех? Только тот, против Кого он и совершён, против Бога. Бог вменяет грех, но и Бог его же и прощает. Но Стефан, о не вменении греха обращается к Иисусу, значит опять же под Иисусом здесь подразумевается Бог, а под словом “Господь” – абсолютное господство Бога.

Интересным является провозглашение Петра:

Деян.10:36Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.”

Ещё более знаковым является заявление апостола Павла, в котором тот называет Иисуса и Господом и Богом:

Деян.20:28Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

 

Обратимся теперь к неоднозначному месту Писания, к восклицанию Фомы, когда он увидел воскресшего Иисуса:

Ин.20:28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!”

Противники как Божественности Иисуса, так и учения о Троице, говорят, что здесь Фома не констатировал факт того, что Иисус является Богом, а просто воскликнул традиционным возгласом удивления, по типу сегодняшнего “О, Боже мой!”. Но сегодня восклицают так те, кто не очень то придерживается заповедей Божьих, в том числе и заповеди не поминать имя Божье всуе (Исх.20:7). Но евреи той поры были довольно набожными людьми, а ученики Иисуса тем более, поэтому такую фразу в смысле пустого восклицания они не произносили бы, именно из соображения соблюдения этой заповеди. Поэтому в восклицании Фомы – признание Иисуса как Богом, так и Господом в смысле абсолютной, Божественной власти.

 

Из рассмотренных мест Нового Завета явно видно, что под словом “Господь” подразумевался не господин человеческий, а всемогущий, всевластный Бог. Нами рассмотрены не все места, где встречается этот титул, но на основании нашего рассуждения и вывода, можно теперь с уверенностью сказать, что и в остальных местах подразумевается тоже самое.

Рассмотрим теперь те места, где устами апостолов напрямую заявляется, что Иисус есть Бог.

БОГ.

Но прежде, остановимся на вопросе, почему же те места Писания, где об Иисусе говорится прямым текстом как о Боге, не принимаются антитриниатами? Дело в том, что они  считают, что там, где Иисус назван Богом, то это слово следует воспринимать как аналогичные слова, когда, например, сам сатана назывался богом:

2.Кор.4:4для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. ”.

Или богами в Ветхом Завете часто назывались идолы:

Втор.4:7Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?”

Втор.32:37Тогда скажет [Господь]: где боги их, твердыня, на которую они надеялись,” и др.

В Библии даже люди иногда назывались богами (в частности – судьи):

Пс.81:6Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; ”.

Вот что пишет по этому вопросу исследователь Библии д. Волтер Мартин:

Также с самого начала надо оговорить, что некоторые личности называются в Библии «богами», например, сатана, которого Христос назвал «князем мира сего». Следует ясно понимать, однако, что в случаях, когда богами называются личности, творения духовного мира, надо тщательно выверять особенности метафизического повествования и контекста. Например, Бог объявляет Моисею: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх.7:1).

Еврейский текст в сопоставлении с Исходом 4:16 («Он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога») предполагает определенные отношения. Контекст также указывает, что Моисей через власть, полученную от Бога, стал «богом» в глазах фараона. Аарон, в свою очередь, стал пророком «бога» фараонова (то есть Моисея), так как говорил от имени Моисея. Здесь налицо метафора как следствие употребления слов и контекста. У исследователей Ветхого Завета нет разногласий в данном вопросе. Но приведенный случай не должен затмевать той истины, что Бог един, истинный и живой, что следует из предыдущих цитат.

Другой схожий случай связан с именем Элохим, множественное число которого часто встречается в Ветхом Завете в смысле «Бог». Иногда судей Израилевых называют «богами», но не потому, что они были Сущими по природе, а потому, что в глазах народа они были «богами» или, если буквально перевести, то «властителями» (Пс. 81, ср. Ин. 10) и выражали волю Господа воинств. В Новом Завете апостол Павел довольно прямо указывает, что в мире «есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец… и один Господь Иисус Христос» (1 Кор 8:5-6), а в послании к Галатам, Павел разъясняет, что эти “боги” не являются истинным Богом: “ Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.” (Гал.4:8). Павла поддерживает Сам Господь: «Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» (Отк. 1:17-18). Остается лишь сделать вывод, что политеизм полностью чужд иудео-христианской богословской традиции и даже противоречит принципиальному монотеизму иудаизма и христианства.

Так что учение о том, что существуют какие-то боги — является измышлением ОСБ и никакого основания не имеет! Повторю: Библия «богами» называет всё то, чему служат люди вместо Бога! Напротив, ко Христу применяются абсолютно все эпитеты, кот. применялись к Иегове Ветхого Завета.”

(http://apologiya.orthodoxy.ru/si/otvet.htm)

В неубедительности этого аргумента мы сможем так же убедиться внимательно вникая в эти и другие места Писания.

Самым значимым местом конечно же является начало Евангелие от Иоанна:

Ин.1:1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.”

Надо отметить, что это место порождает больше всего споров о Божественности Христа. Свидетели Иеговы, соглашаясь, что речь идёт о Христе, но для исключения Его Божественности, последнее слово “Бог” написали с маленькой буквы. Имели ли они на это какие либо основания? Никаких! Чтобы отрицать Божественность Христа по прочтении этих стихов, им приходится искажённо переводить и истолковывать Ин.1:1. Один из способов, каким ложно переводится данный стих  —  это переложение фразы „Слово было Бог» постановкой неопределённого артикля в своей версии Библии на английском языке. Однако, греческий текст не позволяет употребить неопределенный артикль перед словом „Бог».

Брюс Мецгер, студент, практикующийся в греческом языке, сообщает об исследовании греческого определенного артикля, выполненном профессором Чикагского университета д-ром Эрнстом Кэдменом Колуэллом. Колуэлл пишет:

Именительный падеж в предикативном положении имеет артикль, когда существительное следует за глаголом; он не имеет артикля, когда существительное предшествует глаголу… Начальный стих Евангелия от Иоанна содержит один из многих примеров, когда это правило подразумевает перевод именной части сказуемого существительным с определенным артиклем. Отсутствие артикля (перед Тэос) не делает именную часть сказуемого неопределенной или качественной, когда оно предшествует глаголу; в этой позиции она неопределенная лишь тогда, когда этого требует контекст. Контекст не требует этого в Евангелии от Иоанна, ибо это заявление не выглядит странным в прологе Евангелия, которое достигает кульминации в исповеди Фомы».

Специалист по библейским языкам Ф. Ф. Брюс, говорит, что перевод фразы как „бог, один из богов» — страшное искажение, потому что пропуск неопределенного артикля обычен для существительных в предикативных конструкциях.

Таким образом, Ин.1:1 — один из самых ясных стихов в Новом Завете, выражающих абсолютную Божественность Христа. Конструкция эта обсуждалась многими лучшими в мире специалистами по греческому языку и Библии. Мы могли бы пересказать этот стих примерно так: „Прежде чем что-либо начало существовать. Слово уже существовало. Оно находилось в тесной близости к Богу, и чем был Бог, тем было Слово«. 

(http://modernlib.ru/books/makdauell_dzhosh/iisus/read_2/)

 

Иногда спрашивают, как Иисус мог быть „Бог» и „у Бога» в одно и то же время. Ответ на это обнаруживается в понятии Троицы: единый Бог в трех вечных лицах. Слово из Ин.1:1 было у других лиц Троицы и само было Бог по природе Своей.

Продолжим. Следующим к рассмотрению возьмём место из послания к Филиппийцам:

Флп.2: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;”

Здесь мы видим, что Иисус имел в Самом Себе не только образ Бога, но Он был равен Богу и такое равенство не могло относиться как к незаконному определению (хищению).

Почему же такой явный аргумент отвергается Свидетелями Иеговы? А всё потому, что в их переводе записано так:

который, хотя и был в образе Бога+, не помышлял о посягательстве — о том, чтобы быть равным Богу

Как видим, смысл отличается кардинально, по их переводу получается, что Иисус даже не помышлял считать себя равным Богу. Для выяснения истины обратимся к греческому оригиналу:

который в образе Бога пребывающий, не грабежом Он счёл быть равным Богу

Увеличить

Как видим, синодальный перевод точно передал смысл оригинала, а перевод Нового мира полностью его исказил, подогнав под свою теорию.

 

Несколько далее, в 11-м стихе, апостол Павел акцентирует внимание на важности исповедания Иисуса Господом:

Флп.2:11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца

Стоило ли так убеждать в этом, если бы подразумевалось человеческое господство, что Иисус является просто господином? Такой необходимости не было! Но жизненно важно было для людей признать Иисуса Господом, то есть Богом!

Апостол Пётр напрямую называет Иисуса Богом:

2.Пет.1:1Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:”

Свидетели Иеговы традиционно отделяют здесь Бога от Спасителя, но чтобы выяснить идёт ли здесь разделение или перечисление титулов, надо знать тонкости греческого языка. Слова Иисус Христос выступают здесь как приложение к Богу и Спасителю. Приложение по-гречески означает, что существительное или группа существительных употребляется с другим существительным как объясняющий эквивалент. В греческом оригинале Нового Завета это называется „конструкция Грэнвилла Шарпа«. Один артикль относится к двум существительным (Бог и Спаситель). Союз „и» (по-гречески каи) неразрывно сочетает два существительных. Это значит, что приложение (слово, которое именует), Иисус Христос, должно относиться как к Богу, так и к Спасителю. Грамматики единодушно подчеркивают, что имеется в виду лишь одна личность, а не две. Все соглашаются, что Иисус Христос — это и есть „великий Бог и Спаситель».

Та же конструкция Грэнвилла Шарпа была также употреблена апостолом Павлом, когда он велел Титу ожидать „явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).

Следующее место Кол.2:9:

Синодальный перевод:ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,”

Перевод Нового мира:потому что именно в нём воплотилась и обитает вся полнота+ Божьей+ сущности+

Опять же возникает вопрос, почему и в этом месте Свидетели Иеговы отрицают указание на Божественность Христа? Дело в том, что они считают, что в этом тексте нет дословной фразы «божественная природа», а здесь говорится только о “полноте Божьей сущности”, что по их мнению не одно и тоже. Однако здесь использовано греческое слово “теотетос” (Божества), которое звучит очень сильно и в Новом Завете использовалось только один раз и именно в этом месте. Этим словом подчёркивается полнота Божественной сущности Христа, выразившаяся “телесно”, то есть, в телесной форме. Свидетели и здесь исказили смысл: они написали “Божьей сущности” и на первый взгляд вроде разница не большая. Однако в таком виде фраза передаёт смысл, как то, что Иисус только проявлял в Своей жизни Божью сущность, то есть показывал какой есть Бог. Фраза же “Божественная сущность ” означает, что Иисус не только выражал сущность природы Бога, а имел её, эту природу.

Далее они (Свидетели Иеговы) обращают внимание на следующий, 10-й стих:

Кол.2:10и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.”

Вот их рассуждения по этому вопросу:

Возникает логичный вопрос: если Христос «обладает полнотой Божьей сущности», то что значит следующий стих, где христиане уверяются, что тоже «обладают полнотой», как и Христос? Если мы примем мнение тринитариев, что в 9-м стихе подчеркивается божественная природа Христа, то нам ничего не останется, как принять продолжение этой мысли в следующем 10-м стихе и констатировать наличие в нас такой же божественной природы. Значит, если Колоссянам 2:9 следует понимать, как доказательство того, что Иисус – Бог, то Колоссянам 2:10 нам придется применить в знак объявления себя самих такими же «богами», что и Христос. Или частью Троицы… ”

(http://beitaschkenas.de/index.php/articles/85-2011-11-30-21-28-07/1218-sergej-ivanov).

Правы ли они? О какой “полноте” в отношении Христа идёт речь и о какой “полноте” в отношении верующих в Него?

Толкование на Кол.2:9,10 тринитариев:

“Выразившаяся во всей своей полноте телесно, т. е. в телесной форме, эта Божественная сущность была и остается и истинно человеческой (сравните Кол. 1:22). Между тем, возникшее в первом веке еретическое учение (предтеча гностицизма) ставило под сомнение как Божественную, так и человеческую природу Христа. Державшиеся этого учения объявляли Христа ангелом, имевшим не реальное тело, а только видимость его. В противоположность им Павел утверждает здесь «полноту» Христа и как Бога и как подлинного человека (1-Иоан. 4:1-6). Как во Христе вся «полнота» Божества (стих 9), так и верующие имеют полноту в Нем. Ибо источник их (полноценной) жизни — в Его полноте. Через Него они сделались причастниками Божественной природы (2-Пет. 1:4), как сказано «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоан. 1:16). Это, конечно, не означает, что верующие отождествились с Создателем, однако, во Христе они стали причастниками Его естества. Частью тела Того, Который есть глава (сравните Кол. 1:18) всякого начальства и власти (сравните 1:16; 2:15), включая и те силы, которые соблазном пытались вовлечь колоссян в жизнь «по стихиям мира, а не по Христу». ”

(http://otveti.org/tolkovanie-biblii/kolossyanam/02/)

Если это выразить кратко, то Иисус, не смотря на физическое тело (был стопроцентным человеком),  имел в Себе и стопроцентную Божественную сущность (природу). Христиане же, уверовав, получили полноту даров и силы, исходящих от Бога, что бы жить праведной жизнью и исполнить своё предназначение здесь на земле, как исполнил его Иисус.

Эту полноту во Христе раскрывает нам и апостол Пётр:

2.Пет.1:3Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,”

Как видим, ничего сложного для понимания этого вопроса нет.

Кстати, чуть выше Пётр так же напрямую называет Иисуса Богом:

2.Пет.1:1Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:”

Мы видим в этом перечисление титулов Христа, Свидетели Иеговы же видят здесь перечисление личностей, разделяя “Бога нашего” как одну Личность, а “Спасителя Иисуса Христа” – как другую личность.

Прямое указание на Иисуса как на Бога оставил нам апостол Иоанн:

1.Ин.5:20Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.”

Сравним это место с переводом Нового мира (Библия Свидетелей Иеговы):

“ И мы знаем, что Сын Бога пришёл+ и дал нам разум+, чтобы мы познали истинного Бога+. И мы в единстве+ с истинным Богом через его Сына Иисуса Христа. Он — истинный+ Бог и вечная жизнь

Здесь Свидетели Иеговы утверждают, что фраза “Он — истинный+ Бог…” относится не ко Христу, а к Богу, которого познаём через Христа, а для этого они написали текст так: “в единстве+ с истинным Богом через его Сына Иисуса Христа”, то есть, по их тексту получается, что мы находимся в единстве с Богом через Сына, когда синодальный перевод акцентирует внимание, что мы в истинном Сыне, который и является Богом. Для выяснения истины опять обращаемся к греческому тексту:

знаем же что Сын Бога пришёл, и дал нам разумение чтобы знали Истинного и мы есть в Истинном, в Сыне Его Иисусе Христе. Этот есть истинный Бог и жизнь вечная”.

Увеличить

По структуре предложения видно, что местоимение “Этот” может относиться только к пояснению непосредственно указанного перед ним, а перед ним указан Иисус Христос, значит последняя часть стиха является пояснением кто есть Иисус Христос, а не кто есть “Истинный”, указанный в начале стиха.

 

Не менее конкретно о Христе как о Боге  заявляет апостол Павел в послании к Римлянам, в девятой главе:

Рим.9:5их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.”

Для того, чтобы это место не выглядело утверждением, Свидетели Иеговы исказили его в своей Библии:

Перевод Нового мира (Библия Свидетелей Иеговы): у них и отцы+, и от них произошёл по плоти Христос+. Бог+ же, который над всем, да будет благословен вовеки. Аминь.

Как видим, они сделали смысловое разделения первой и второй части фразы. Убедиться в истинном тексте мы можем обратившись к греческому оригиналу:

которых отцы, и из которых Христос по плоти, сущий над всеми Бог благословенный на века. Аминь

 

Увеличить

Как видим, смысловое изменение текста у Свидетелей Иеговы произошло подстановкой усилительной частицы “же”, которой в оригинале текста нет.

 

Перейдём к посланию к Титу:

Тит.2:10не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.”

Тит.2:13ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Тит.3:4-64 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,”

Тит.3:8Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.”

В какого Бога должны были уверовать иудеи, знавшие Тору и ТаНаХ  с пелёнок? Они все были верующими от рождения! Объяснение одно – они должны для спасения уверовать в Спасителя Иисуса как в Бога!

 Рассмотрим следующее место, где апостол Павел называл Иисуса пи Господом и Богом:

1.Тим.1:12-14 12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, 13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; 14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.”

И далее:

1.Тим.1:16,17

Синодальный перевод: 16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. 17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Вроде здесь ясно и чётко видно, что Иисус здесь назван “Царь вечности, нетленный, невидимый, единственный Бог”, почему же Свидетели Иеговы отрицают этот аргумент?

Вот как эти два стиха записаны в их Библии:

Перевод Нового мира (Библия Свидетелей Иеговы): 16  Но для того было проявлено ко мне милосердие, чтобы в моём исключительном случае Христос Иисус показал всё своё долготерпение в пример тем, кто поверит  в него к вечной жизни. 17  А Царю вечности, нетленному, невидимому, единственному Богу, да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

Теперь мы видим, что Свидетели Иеговы 16-й стих относят к Иисусу, а 17-й стих к Иегове.

Надо отметить, что из греческого текста такое можно допустить, если внимательно рассмотреть варианты перевода частицы δε (дЭ), которая там используется:

Увеличить

Мы видим, что она может означать как противопоставление, так и перечисления и уточнения:

Варианты перевода 1161, δ:
частица (с предшествующим μεν или без него, всегда следующая за словом, к которому относится) со знач.:
1. противоположности: а, же, однако, впрочем;
2. сопоставления или перечисления: и, также;
3. пояснения: ибо, ведь;
4. уточнения: а, же;

В связи с этим по одному этому месту нельзя с однозначной уверенностью сказать, противопоставляется ли здесь Бог Иисусу, либо идёт перечисление Его титулов. Заключение можно сделать лишь на основании ранее выясненных обстоятельств в отношении Иисуса, которые говорят о том, что Он – Бог, значит и здесь идёт перечисление Его Божественных титулов.

Интересным, в свете рассматриваемой темы, является отрывок из 3-й главы этого же послания:

1.Тим.3:16И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.”

Вся сложность этого отрывка заключается в том, что в оригинале фразы “ Бог явился во плоти” нет!

И общепризнанно великая есть благочестия тайна; Который был явлен в плоти, был признан правым в Духе, был сделан видим ангелам, был возвещён в народах, был облечён верой в мире, был вознесён в славе.

Увеличить

 

Есть ли основания полагать, что вставка в синодальном переводе допустима и она раскрывает смысл, а не искажает его? Считаю, что есть. Но чтобы это понять, надо рассмотреть этот отрывок в контексте, вместе с 15-м стихом:

1.Тим.3:15,1615 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. 16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.”.

Греческий:

если же буду медлить, чтобы ты знал как надлежит в доме Бога вести себя, та, которая есть Церковь Бога живущего, столп и опора истины. И общепризнанно великая есть благочестия тайна; Который был явлен в плоти, был признан правым в Духе, был сделан видим ангелам, был возвещён в народах, был облечён верой в мире, был вознесён в славе.

Что нам раскрывают эти два стиха? Апостол Павел говорит о “Церкви Бога живущего”, а чуть далее он открывает характеристики того Бога, чья есть Церковь: “Который был явлен…”. Чтобы это было более понятно, можно прочесть эти два стиха без характеристики самой церкви и указания на тайну:

если же буду медлить, чтобы ты знал как надлежит в доме Бога вести себя, та, которая есть Церковь Бога живущего, столп и опора истины. И общепризнанно великая есть благочестия тайна; Который был явлен в плоти, был признан правым в Духе, был сделан видим ангелам, был возвещён в народах, был облечён верой в мире, был вознесён в славе.”

Для наглядности, вообще исключим эти места:

если же буду медлить, чтобы ты знал как надлежит в доме Бога вести себя, та, которая есть Церковь Бога, Который был явлен в плоти, был признан правым в Духе, был сделан видим ангелам, был возвещён в народах, был облечён верой в мире, был вознесён в славе.

Как видим, эту взаимосвязь не так легко усмотреть, поэтому синодальный перевод и сделал вставку, чтобы смысл отрывка был более доступен. Главный смысл здесь в том, Церковь является церковью Бога, а далее из описания этого Бога видно, что речь идёт об Иисусе Христе.

Помимо прямых указаний на Иисуса как на Господа и Бога, есть и другие свидетельства апостолов, где они говорят о статусе Христа как о статусе относящемуся только к Богу и ни к кому иному!

Прежде всего, обратимся к пророчеству о предтечи Мессии:

Ис.40:3-53 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.”

Обратим внимание на то КОМУ должен приготовить путь предтеча: “ приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему ”. А из 5-го стиха видно, что этого Господа Бога “узрит всякая плоть”, то есть, Он будет видим людьми.

Второе пророчество относительно этих же событий, это пророчество Малахии:

Мал.3:1Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.”

Апостолы-евангелисты утверждают, что это пророчество исполнилось в Иоанне-Крестителе и Иисусе Христе. Кто стал этим Ангелом? Сын священника Захарии – Иоанн, о котором Захария пророчествовал по наитию Святого Духа:

Лк.1:76И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,”

Исполнение этих событий описывает евангелист Марк, Лука

Мрк.1:2-42 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. 4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.”

Лк.3:2-6 2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. 3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, 4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; 5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 6 и узрит всякая плоть спасение Божие.”

Как видим, посылаемым Ангелом стал Иоанн, что так же подтвердил Иисус:

Мтф.11:9,109 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. 10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.” (так же Лк.7:27).

Кому должен был приготовить путь Иоанн? Согласно Исайи и Малахии – Господу Богу! Кто пришёл по приготовленному пути согласно Евангелий? Иисус Христос! Это неоспоримо указывает на Иисуса как на Бога.

В 1-й главе послания к Евреям, где представляется превосходство Христа над ангелами и пророками говорится:

Евр.1:8А о Сыне: престол Твой, Боже (Тэос), в век века…«

Увеличить

Это — прямая цитата из 44-го Псалма, где открываются сразу две личности Бога:

Пс.44:7,87 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. 8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.”

Во всех трёх случаях здесь использовалось имя Элоhим, которое, как мы помним, употребляется во множественном числе.

В Деяниях апостолов есть два места, которые говорят о вере в Господа Иисуса как о вере в Бога:

Деян.16:31,3431 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. 34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога. ”

Откр.7:10-12, 1710 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! 11 И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, 12 говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

17 ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

Заметим, что в ст. 10 именно Бог сидит на престоле, а в ст. 17 среди престола — Агнец (Иисус). Кто же находится среди престола? Сказать, что Иисус среди престола, и, однако, отрицать Его Божественность — значит похищать у Бога Его срединное место на небесах, — положение, не выдерживающее критики.

Далее мы рассмотрим остальные качества Иисуса, раскрываемые апостолами, указывающие на Его Божественность.

 Продолжение читайте в статьях:

17. Учение о Боге. Троица. Называли ли ученики Иисуса Богом? Часть 2” и

“18. Учение о Боге. Троица. Называли ли ученики Иисуса Богом? Часть 3.

Для детального обзора и анализа Библейских текстов использовалась программа www.biblezoom.ru

Зенькович И.С.

 

 

Поделитесь о нас с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

Темы: Учение о Боге | Ваш отзыв »

Отзывы