Поиск

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета


« | Главная | »

13. Учение о Боге. Троица. Божественность Иисуса Христа. Рождён или сотворён? Часть3. Может ли Иисус быть Архангелом Михаилом?

Автор: admin | 24 Фев 2018

13. Учение о Боге. Троица. Божественность Иисуса Христа. Рождён или сотворён? Часть3. Может ли Иисус быть Архангелом Михаилом?

В брошюре Свидетелей Иеговы “Чему на самом деле учит Библия?” в Приложении есть глава под названием “Кто такой архангел Михаил?” в которой утверждается, что это был Сын Божий. Приведу текст статьи полностью:

“В БИБЛИИ архангел Михаил упоминается лишь несколько раз, однако всегда в связи с важными событиями. В книге пророка Даниила говорится, что он сражается со злыми ангелами, в письме Иуды — что он спорит с Сатаной, а в книге Откровение — что ведет войну с Дьяволом и демонами. Защищая владычество Иеговы и сражаясь с его врагами, Михаил действует в согласии со значением своего имени — «Кто подобен Богу?». Но кто такой Михаил?

Нередко у людей бывает несколько имен. Например, патриарх Иаков был известен как Израиль, а апостола Петра называли Симоном (Бытие 49:1, 2; Матфея 10:2). Подобным образом, Михаил — это еще одно имя Иисуса Христа. Так его звали до прихода на землю и после воскресения. Давай посмотрим, как это подтверждает Библия.

Архангел. В Библии Михаил называется «архангелом» (Иуды 9). Это слово означает «верховный, или главный, ангел». В Писании слово «архангел» встречается только в  единственном числе, оно никогда не употребляется во множественном. Интересно, что в 1 Фессалоникийцам 4:16 о воскресшем Господе Иисусе Христе сказано: «Сам Господь сойдет с неба с призывом, с голосом архангела». Как видно из этого стиха, у Иисуса голос архангела. А значит, Иисус и есть архангел Михаил.

Предводитель войска. В Библии говорится, что «Михаил и его ангелы сражались с драконом и дракон и его ангелы сражались с ними» (Откровение 12:7). Следовательно, Михаил — Предводитель войска верных ангелов. Иисус тоже описывается в Откровении как Глава войска верных ангелов (Откровение 19:14—16). Более того, апостол Павел писал о «Господе Иисусе» и «его могущественных ангелах» (2 Фессалоникийцам 1:7). В Библии говорится о Михаиле и его ангелах и об Иисусе и его ангелах (Матфея 13:41; 16:27; 24:31; 1 Петра 3:22). Поскольку в Слове Бога нигде не сказано, что на небе существует два войска верных ангелов с разными предводителями, Михаил — это и есть Иисус Христос в небесной славе *.”

Рассмотрим их доводы, состоятельны ли они?

Действительно, у многих людей времён Ветхого Завета было по нескольку имён и Иисус так же имел разные имена, как то: “Сын Божий”, “Сын Человеческий”, “Агнец Божий”, “Первый и Последний”, “Лев из колена Иудина”, “Слово”, “Побеждающий” и т.д. Конечно же, Свидетели Иеговы скажут, что это не имена, а титулы, но… а чем отличались имена от титулов в Библейские времена? Суть их была одна – выразить некую характерную черту личности. Но сейчас наша задача не в том, что бы спорить по этим именам, в конечном счёте, если свидетели не хотят этого принимать, то и не надо. Вопрос в другом: а где в Библии есть примеры, или указание на то, что и ангелы так же имели разные имена? Я таких мест не нашёл.

Отсюда и первый довод – поскольку ангелы не имели разных имён, то архангел Михаил как был с этим именем во времена Ветхого Завета, так с ним же пребывает и сейчас.

Второй аргумент:

Свидетели Иеговы пишут: “В Писании слово «архангел» встречается только в  единственном числе, оно никогда не употребляется во множественном.” Может это и так, я не проверял, но сам факт того, что не используется во множественном числе отнюдь не означает, что таких личностей с этим титулом не может быть несколько.

Рассмотрим значение этого слова:

Увеличить

Слово “Архангел” — αρχάγγελος (архАнгэлос ) образовано из двух составляющих: , первое уже нам знакомо, это αρχη (архЭ), вспомним как оно переводится:

Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University:
1 . начало, основание,
происхождение;
2 . начальство, господство;
3 . угол, край, конец.

И второе слово, это άγγελος (ангел), то есть, посланник.

Поэтому, этот титул может означать “начальствующий ангел”, “главный ангел”. Мы знаем, что в ангельском мире существует иерархия:

1.Петр.3:22Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.”

Но все вместе они (ангелы) ещё называются “воинством небесным”:

Неем.9:6 “[И сказал Ездра:] Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются.”

Пс.102:21благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

Как в земных Вооружённых силах есть различные рода войск со своими Главнокомандующими, так и у “Воинства небесного”, есть “войска” — Ангелы и Власти и Силы, которые выполняют определённые задачи со своими “Главнокомандующими” – Архангелами.

Как у земных Вооружённых силах есть один единственный Министр обороны, который командует всеми родами войск, так и у “небесного воинства” есть свой единственный “Главнокомандующий”: “Вождь воинства Господня

И.Навин 5:14Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?

О том, кто этот вождь, мы говорили в статье “03_Учение о Боге. Троица. Ангел Господень” и там мы пришли к заключению, что это Сын Божий, Второе лицо Троицы.

Есть ли в Писании ещё подтверждение того, что Архангелов несколько? Есть!

Дан.10:13,21«… но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне,… и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила князя вашего.»

Посмотрим, какое слово на греческом языке там использовалось в отношении Михаила:

Увеличить

Это слово — αρχόντων (архОнтон) – начальников, которое так же состоит из всё того же самого производного от Архи — αρχό архо. Почему для нас это важно? Потому что в этом месте говорится, что Михаил – “один из первых князей”, а, значит есть и другие князья, которые тоже являются «первыми» в своем роде, а Михаил всего лишь один из них. Библия нигде не учит, что Иисус Христос является «одним из …”, наоборот, многократно подчёркивается, что Он — Уникальный и Единственный.

Общество Сторожевой Башни настаивает на том, что приставка «архэ» указывает на то что существует только один архангел αρχαγγελος. Но это не соответствует истине. Например: слово первосвященник в греческом языке состоит из приставки «архэ» и «иерей» αρχιερεις . Но нельзя утверждать что эта приставка указывает на одного «архиерея — αρχιερεις» т.е. первосвященника. Твой народ и первосвященники (αρχιερεις — архиерей) Иоанна 18:35 так же и в Иоанна 19:15,21 Деян 4:23; 5:24; 25:15 Лук 20:1,19; 22:2,66 и т.д. Есть и другие слова которые имеют приставку αρχ и эти слова стоят во множественном числе.

Итак, мы можем сделать заключение, что утверждение Свидетелей Иеговы, о том, что Архангел – это титул принадлежащий только одной личности, является неверным, таких “первых князей” – архангелов много.

Кстати, в слове Архангел – αρχάγγελος , первая часть αρχά имеет так же перевод “древний”:

Поэтому слово “архангел” допустимо переводить и как “древний ангел”, но суть вопроса это не меняет, из детального разбора этих мест видно, что архангел Михаил и Сын Божий – это разные личности.

Далее свидетели Иеговы ссылаются на первое послание к Филиппийцам:

1.Фес.4:16 «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдет с неба…».

В переводе Нового мира этот стих звучит несколько иначе:

потому что сам Господь сойдёт с неба с призывом, с  голосом архангела и с трубой Божьей, и умершие во Христе встанут первыми.

Здесь Свидетели Иеговы, опираясь на свой текст, где вместо предлога “при” они использовали предлог  “с”, говорят, что стих указывает на то, что у сходящего Господа будет голос Архангела, значит Он Сам и является тем самым Архангелом.

Давайте посмотрим на Греческий текст:

Увеличить

потому что Сам Господь в приказании, в голосе архангела и в трубе Бога, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут сначала

Как видим, разница в текстах в том, как переводится предлог έν (эн), в синодальном переводе: “при”, у Свидетелей: “с”. Как же верно?

Дело в том, что греческий предлог έν (эн), имеет значение присутствия: в, на, по, посреди, между, у, при. Если заменить его на «с» в значении “вместе”, то смысл меняется на значение принадлежности. Но в данном контексте, безусловно, этот предлог έν (эн) имеет значение сопровождения и обстоятельства: «голос архангела» только сопровождает Господа, и этот «голос» принадлежит лишь «архангелу«, но никак не Господу.

Как видим из перевода и контекста, Архангел будет трубить, а Иисус в это время будет сходить с небес и ничто не указывает, что Господь будет трубить Сам Себе.
Следует обратить внимание на то, что далее сказано “при трубе Божьей”, где используется всё тот же самый предлог έν (эн), но тогда, следуя логике Свидетелей,  получается: — Если у Иисуса глас Архангела, значит у него и труба Божия, то есть, если использование голоса Архангела превращает Христа в Архангела, то использование трубы Божьей делает Его Богом (Отцом)?

Итак, мы видим, что в этом месте конкретно говорится о гласе Архангела, а не Иисуса.

Вообще, трудно предположить более косноязычный способ выразить мысль, что у Господа голос Архангела. Мы же не говорим так: «Денис с хорошей новостью, с голосом человека и двумя буханками хлеба» или «пришла Елена с подносом, с голосом женщины». Причем, если в Синодальном переводе некую неудобовразумительность можно оправдать древностью перевода, то переводу Нового Мира этой отговоркой пользоваться нельзя – предложения в нем переведены довольно правильно с точки зрения современной грамматики.

Мне вспоминается анекдот. Учительница пишет замечание в дневнике опоздавшего ученика: «пришел в школу со звонком». Отец, прочитав это, ругает своего сына: «Зачем ты притащил в школу звонок? Где ты его взял?».

Далее, в своей аргументации Свидетели Иеговы ссылаются на книгу Откровения:

В Библии говорится, что «Михаил и его ангелы сражались с драконом и дракон и его ангелы сражались с ними» (Откровение 12:7). Следовательно, Михаил — Предводитель войска верных ангелов. Иисус тоже описывается в Откровении как Глава войска верных ангелов (Откровение 19:14—16).

Давайте прочтём эти места.

Откр.12:7И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,”

Действительно, из этого можно сделать вывод, что Михаил – предводитель войска, но вот какого-то войска (одного из родов войск), или всей армией, которой командует Сын Божий Иисус Христос? Ответ на это вопрос поможет нам получить дальнейшее рассмотрение этого эпизода, где видно КАК Михаил с войском победил дракона:

Откр.12: 11Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. “

Но, если Михаил и Агнец Иисус – это одно и тоже лицо, то почему тогда не сказано, что Михаил победил “кровью Своей”, как это сказано, например об Иисусе в Евр.9:12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

Из контекста очень ясно видно, что Михаил одержал победу не своей кровью, а кровью другой личности – Агнца.

Кстати, надо отметить, что в тех местах Писания, где говорится о сражении с сатаной, то везде говорится, что брань будет вестись с АГНЦЕМ, или с ЦАРЁМ ЦАРЕЙ и ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИМ:

Откр.17:14Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.Откр.19:14-16И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих«.”

Здесь не сказано про то что воинства Агнца — это воинства Михаила. И Архангел Михаил нигде не назван — «Царь царей и Господь господствующих».
Как видим, эти стихи не говорят о том, что Михаил и Иисус одна личность. Наоборот — о них говорится отдельно.

Да, Свидетели Иеговы правы, когда заявляют, что Иисус является “Главой войск верных ангелов”, только Он является главой ВСЕХ войск (по нашей земной терминологии – Министром обороны), а Михаил является Главнокомандующим одного из родов этих войск.

Итак, разобравшись с этими аргументами, мы можем сделать вывод – ни один из доводов не выдерживает критики, архангел Михаил и Иисус Христос – это разные личности!

Давайте соотнесём ещё несколько мест Писания, на основании которых видно, что Иисус – это не Архангел Михаил:

Следующее место, опровергающее Свидетелей Иеговы:

Иуды. 9Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь«.”

Во-первых, В 1.Фес.4:16 об имени Архангела ничего не говорится, а в послании Иуды имя Архангела называется, но на каком основании мы  можем обоснованно утверждать, что речь идёт об одном и том же Архангеле?

Во-вторых, как видим, у Архангела Михаила нет власти запрещать сатане.
Иисус же, наоборот, неоднократно запрещал диаволу (см, напр., Матфея 17:18; Марка 9:25).
Раз Михаил своей властью не мог запрещать диаволу, а Иисус мог (и запрещал), то это означает, что Михаил и Иисус не могут быть одной и той же личностью.

Далее в опровержение учения Свидетелей Иеговы обратимся к :

1.Тим.3:16

Синодальный перевод:  И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Перевод Нового мира: 16  Да, священная тайна преданности Богу несомненно велика: «Он был явлен в плоти, объявлен праведным в духе, предстал перед ангелами, проповедан среди народов, с верой принят в мире, взят в славе».

Если Иисус Христос был ангелом, то зачем тогда надо было показывать Себя другим ангелам? Все ангелы видели и знали архангелов (первых князей — Дан.10:13) и нигде не сказано, что им (архангелам) нужно было показывать себя другим ангелам. Если бы Иисус Христос был ангелом, то здесь не –было бы никакой тайны. Никто из ангелов никогда не удивлялся ни появлению некоторых ангелов в плоти человеческой, ни такому явлению, как “теофания”, когда Сам Бог являлся в видимом образе. Но когда Бог появился во плоти, это удивило ангелов и они хотели вникнуть в это: 1Пет.1:12Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.  Поэтому пришлось Иисуса Христа “вводить во вселенную”, т.к.  ангелы просто получились запутанными в понимании происходящего: Евр.1:6Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

В качестве следующего аргумента можно констатировать Библейскую истину, что ангелы не имеют полномочия от Бога ни судить, ни спасать от греха:

2.Пет.2:11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.”

Свидетели Иеговы же приписывают архангелу Михаилу роль Спасителя и Судьи живых и мертвых.

Свидетели Иеговы утверждают, что после смерти и воскресения Сын Божий на Небесах опять принял имя Михаил.

Но это опровергается следующими местами:

Деян.9:4,5Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?  Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Деян.7:55-59  “Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,  и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.  Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,  и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,  и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.”

Из этих мест видно, что имя Сына Божия не изменилось, Он как Был Иисусом, так Им и остался.

В доказательство того, что Иисус Христос не является Архангелом можно привести аналогию, которую используют христиане, разъясняя события на кресте:

«Однажды один молодой человек преступил закон, и его судили. Судьей же был его отец, который по закону объявил наказание. На сына был возложен денежный штраф. Что делает судья: после объявления наказания, он снимает свой кафтан, (судья становится отцом) спускается к сыну и платит штраф за него, потому что сын не был в состоянии заплатить за себя». Так и Бог, который объявил наказание за грех — смерть. Он «снимает» свою небесную славу, спускается к нам (Бог явился во плоти — 1Тим.3:16) «и платит за нас штраф». Мы не были в состоянии «заплатить» за себя, «заплатил» за все Бог, а не какой-то ангел. Только Бог может судить, и только Он может спасать. Опять же следует напомнить, что Архангел Михаил не смел, произнести укоризненного суда диаволу (Иуды 1:9). Ангелы не имеют полномочия от Бога судить и спасать от греха (2Пет.2:11), Свидетели Иеговы же приписываете Архангелу Михаилу роль Спасителя и Судьи живых и мертвых. Закон смерти, действующий на земле, мог изменить только Бог, и только Он мог взять на Себя грех всего мира. Свидетели Иеговы доказывают, что человечество спас Иисус, будучи только человеком. А это неправда:

Пс.48:8-9 “Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек”.

Если закон на земле утверждается законодательным органом, и только им может быть отменен, так и с небесным законом. Его мог изменить только Бог. Ангел или человек, не в силе этого сделать!

Евр.1:6 «да поклонятся Ему [Иисусу] все Ангелы Божии
Необходимо учесть, что поклонение себе подобным существам прямо противоречит Библейским принципам. Тем не менее, поклонение Иисусу Христу осуществляется не только ангелами, и не является чем-то небиблейским:
«дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филиппийцам 2:10).

Невозможно себе представить, чтобы в согласии со Священным Писанием можно было поклоняться ангелу: «И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. …Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего» (Откровение 19:9,10). А так как Господу Иисусу неоднократно поклонялись (Матфей 28:17), молились (Деяния 7:59), и чтили таким же образом, как и Бога Отца (Иоанн 5:23), поэтому Он также не может быть подобным сотворенным ангелам.

В этом же послании показывается, что Иисус не какой-то самый любимый, первый или главный среди подобных себе ангелов, а существо, безусловно, намного превосходящее ангелов по своей природе и положению:
Евр.1:4 «будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

Евр.1:13,1413 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?”

Если сказать, что Христос-ангел, значит Библия обманывает нас, и Бог когда-то всё таки сказал это ангелу, но на эти риторические вопросы подразумеваются простые однозначные ответы – никому и никогда Бог не говорил сидеть одесную, поскольку Иисус не является просто служебным духом, а сыном Божьим! Несомненно и то, что Иисус пришел, чтобы послужить людям, но при этом подчёркивается, что Он не является одним из [себе подобных] служебных духов.

Следует заметить, что во всей первой и второй главах послания к Евреям Иисус Христос и ангелы прямо противопоставляются:

Евреям 1:7 «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.«

Евреям 1:8 «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.«

Более того, продолжая противопоставление, Иисус назван Творцом: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих» (Евр.1:10). Но ни один из ангелов не является творцом!

Вопреки учению Свидетелей Иеговы, Писание ставит на совершенно разный уровень то, что говорили ангелы и то, что говорил Иисус Христос:
Евр. 2:2,3 «2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,«

Далее указывается, что Христос отличен от Ангелов по своему положению:

Евреям 2:5 «не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим.”

Здесь прямо отрицается тождественность Иисуса c ангелами, так как ни один ангел не в состоянии управлять вселенной, но только Тот, кто вместе с Отцом есть Одно (Иоанн 10:30). Абсолютно все отдано Сыну Божьему, и только Он, как истинный Бог может принять в подчинение абсолютно все:

Евр.2:8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему.”

Противопоставляется ангелам Иисус и в Своём умалении перед ними, связанным с ограниечениями, которые возникают в связи с принятием на Себя плоти человеческой:
Евреям 2:5 «Не много Ты унизил его пред Ангелами«

Евреям 2:9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

Если бы Иисус был одним из ангелов, тогда в послании к Евреям обязательно должны были стоять слова, указывающие на это. Мы могли бы ожидать, что Христос был унижен перед другими, остальными ангелами, также и в Евреям 1:6, что Иисусу Христу поклонились бы не ВСЕ, а все остальные ангелы Божии. В греческом Новом Завете для понятия “оставшиеся, остальные, прочие” используются слова loipov и kataloipov. Но таких слов в Писании при сравнении Иисуса Христа с ангелами нет, и очевидно, что апостолы никогда не считали Христа как «одного из ангелов», поскольку никаких свидетельств этому нет. Поэтому незаслуженное приписывание Иисусу Христу ангельской сущности, является заблуждением. Библия не поддерживает мнения, что Христос является просто первым и самым могущественным ангелом, при этом являясь по природе таким же тварным существом. И Христос нигде не ставится с ангелами на один уровень, но напротив, противопоставляется им, как имеющий в Себе превосходящую и полностью отличную от них уникальную Божественную природу.

Следующая статья: «14. Учение о Боге. Троица. Говорил ли Сам Иисус Христос о Своей Божественности. Часть 1.»

Для детального обзора и анализа Библейских текстов использовалась программа www.biblezoom.ru

Зенькович И.С.

 

Поделитесь о нас с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

Темы: Учение о Боге | Ваш отзыв »

Отзывы