Поиск

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета


« | Главная | »

04. Учение о Боге. Троица. Мемра — Слово Божие.

Автор: admin | 27 Янв 2018

04. Учение о Боге. Троица. Мемра — Слово Божие.

В предыдущее статье “03_Учение о Боге. Троица. Ангел Господень”, рассматривая отрывок из книги Откровения, глава 19-я стихи 11-14, мы обратили внимание, что одна из личностей Бога именуется “Слово Божие”:

Откр.19:13 “[Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие«

Настало время детально разобраться с этим именем и вообще с Библейским понятием “СЛОВО”. А для этого очень важно понять, что означало понятие “Слово” для еврея 1-го века? Какое понятие вкладывал в него Иоанн Богослов, говоря о “Слове” в Евангелии (Ин.1:1-5,14) и книге Откровения?

Открыть завесу тайны этого понятия нам помогут книги, которые читали в синагогах 1-го века (да и сейчас тоже). Эти книги слушали в том числе и апостолы, когда посещали собрания в синагогах. Данные книги называются “Таргумы 1-го века” и об этих уникальных источниках информации стоит сказать подробнее.

Вот какое определение Таргумам даёт Википедия:

«Таргум» (ивр. ‏תרגום‏‎, мн.ч.: targumim, букв. «перевод, интерпретация») — общее название для переводов Ветхого Завета на арамейский язык.

Слово Таргум происходит от глагола תרגם, встречающегося в Ездр. 4:7, где он употреблен относительно документа, писанного арамейским шрифтом и на арамейском языке и представлявшего, по-видимому, перевод с персидского языка. https://ru.wikipedia.org/wiki/Таргум_(Библия)

В связи с чем возникли эти письменные документы и каково их предназначение? Вот как об этом рассказывается в книге “«ЭЙН ЯАКОВ», антология талмудической агады” в главе “Арамейские таргумы”:

В талмудические времена было принято сопровождать публичное чтение Торы переводом на понятный всему народу язык. Переводчик (метаргем или метургеман) переводил слова Торы вслед за читающим, стих за стихом, следуя при этом принятому переводу. Общедоступным языком во времена Мишны и Талмуда был арамейский, ставший еще во времена Ассирийской империи международным языком всего Ближнего Востока, от Месопотамии до Египта, и лишь частично уступивший затем свои позиции персидскому и греческому.”

Рекомендуется прочесть всю главу “Арамейские таргумы” так как там подробно рассказывается об истории возникновения и их значимости. Прочесть можно перейдя по этой ссылке: http://lechaim.ru/ARHIV/223/kantorer.htm

Известны несколько Таргумов, вот что об этом говорит сайт www.ejwiki.org:

  1. Таргум Онкелоса на Пятикнижие — почти буквальный перевод в прозаических отрывках и агадический пересказ поэтических фрагментов;
  2. Иерусалимский Таргум на Пятикнижие (также называемый Таргум Псевдо-Йонатана) — пересказ Пятикнижия с добавлением агадических мотивов
  3. Таргум Неофити на Пятикнижие — перевод с добавлением некоторых агадических мотивов
  4. Таргум Йонатана бен Узиэля на книги Пророков
  5. Таргумы книг Писания, составленные в разное время и имеющие различный характер.

http://www.ejwiki.org/wiki/Таргум

Не оставьте без внимания так же и статью “Переводы Ветхозаветных книг. Таргумы

Итак, Таргумы – это не просто перевод с древнееврейского на арамейский язык, это ещё своего рода – толкование, разъяснение, которое использовали в то время. Поэтому они очень важны для понимания Ветхозаветного Писания, так как открывают нам то понимание Божественных истин, в котором наставлялись евреи 1-го века, в том числе и апостолы. Читая Таргумы, мы, образно говоря, проникаем в мысли и понятия религиозного еврея первого века.

Есть необходимость более подробно остановиться на одном понятии из Таргумов, которое играет огромную роль в исследовании личностей Бога и это понятие заключено в слове, которое произносится как “МЕМРА” и переводится как “СЛОВО”.

Мемра — מאמד‎ — “Логос”, “Слово”.

Давайте сравним некоторые места Писания, зачитывая их из Библии в синодальном переводе, из Торы в переводе с иврита и из Таргумов.

Начнём с тех отрывков, из которых недвусмысленно и определённо видно, что “Слово (Мемра)” является не просто произнесённым звуком, а Личностью. После этого рассмотрим те места, где это не так заметно, но зная это обстоятельство, они будут восприниматься уже по другому.

Исх.20:1

Синодальный перевод:

И изрек Бог все слова сии, говоря:”

Тора (кн. Шмот, гл.20 Итро, ст.1):

И говорил Всесильный все слова эти, сказав:

Таргум [3]:

И изрекло Слово (Мемра) Божие все слова сии…”

Согласитесь, что если Слово (Мемра) — не личность, то как тогда понимать фразу “изрекло Слово… слова сии”? Слово не может изрекать слово, так как оно само по себе являются выражением мысли, если только… если только Оно не является личностью!

Быт.1:3-5

Синодальный перевод:

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.”

Тора (кн. Брейшит, гл.1 Брейшит, ст.5):

“3 Сказал Всесильный: “да будет свет”. И стал свет

4 И увидел Всесильный свет, что он хорош, и отделил Всесильный свет от тьмы

5 И назвал Всесильный свет днём, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро день один”

Таргум (Неофити) [1]:

3 И Мемра Господа сказала: «да будет свет», и стал свет по повелению Его Мемры,

4 И явилось пред Господом, что свет был хорош, и Мемра Господа отделила свет от тьмы.

5 И Мемра Господа назвала свет днем и тьму она назвала ночью…”

Ситуация схожа с Исх.20:1, но это место требует более детального рассмотрения. Как уже знаем и ещё раз убеждаемся  из Синодального перевода и Торы, что именно Бог создавал Вселенную, в том числе и свет, но Таргум приоткрывает важную деталь, что творцом выступает “Мемра Господа”, другими словами: “Слово Господа” и на первый взгляд, противоречий нет, так как мы все знаем, что мир сотворён Словом Божиим. Но возникает вопрос: создавался ли мир произнесённым словом, или творением занималась личность, именуемая “Слово”? Именно в Таргуме мы находим ответ: Мемра – это не произнесённое слово, а она есть Личность и это следует из фразы “Мемра Господа сказала” (ст.3). Если же Мемра – это не личность, то эта фраза является абсурдной — как это “Слово сказало”?  Но, если Мемра – это личность, то сказанное приобретает вполне логичный и определённый смысл, а именно —  фразу “да будет свет” произнесла Божественная личность под именем “Мемра”!

В связи с этим, интерес для нас представляет мидраш (толкование) на Исход 12:42, записанный в Таргуме Неофити [1], там ночь исхода евреев из Египта отождествляется с тьмой (ночью), которая предшествовала сотворению мира:

Первая ночь: Господь был открыт над миром, чтобы создать его. Мир был бесформенный и пустой, и тьма простиралась над лицом бездны, и Мемра Господа была светом, и она светила, и Он назвал ее Первой ночью”.

Это понятие очень созвучно учению Православной церкви о свете (см. “Православие. Том 1: Божественный светhttp://pravoslavie.by/page_book/bozhestvennyj-svet). Отцы церкви полагают,  что до сотворения света физического, существовал свет духовный, тот свет, который освещал созданные небо, землю и воду, описанные в 1-ом и 2-ом стихах 1-й главы Бытия. А физический свет был создан позже (3-й стих), что исходит из последовательности творения.

1.Ин.1:5 “…Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы”.

Соединяя эти места, мы можем сделать вывод, что одна из личностей Бога, именуемая “Мемра”, сама по Себе являясь светом, в процессе генезиса сотворила свет физический, видимый этому миру.

А теперь давайте сравним эти места с откровением Иисуса о Самом Себе:

Ин.9:5Доколе Я в мире, Я свет миру.”

Теперь уже у нас не возникает сомнений, что Мемра, Сама по Себе являющаяся светом, сотворила свет физический и эта Мемра… и есть Сын Божий Иисус Христос!

Бытие 3:8

Синодальный перевод:

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня…

Тора (кн. Брейшит, гл.3 Брейшит ст.8):

И услышали, как голос Бога Всесильного проходит по саду в прохладу дня…”

Таргум [3]:

И они услышали звук СЛОВА Господа Бога, ходящего в саду

Давайте обратим внимание на разницу в описании этого события. В синодальном переводе говорится, что они слышали просто “голос Господа Бога”, в Торе же вырисовывается несколько иная картина. Там сказано, что они слышали “как голос Бога Всесильного проходит”, то есть, уже довольно странное словосочетание – голос… ходит! А в Таргуме говорится, что это был “звук СЛОВА Господа Бога”. Читая это место в синодальном переводе, можно понять, что ходящий по саду Господь Бог что-то говорил. Но с кем Господь мог говорить, если Адам и Ева слышали это в стороне? Поэтому, скорее всего это был не разговор Бога с кем то, а нечто другое. Более полную картину даёт Таргум. Из него видно, что это был “звук Слова”. Было ли это произнесённое вслух слово? Вряд ли, тогда об этом было бы сказано “слышали слова, произнесённые Богом”. Фразу же, используемую в Таргуме можно понимать только лишь в следующем смысле: по саду ходила Божественная личность, именуемая СЛОВО и эта личность, ходя, издавала звук, как при ходьбе любого человека по саду, когда под ногами хрустят ветки.

Читая это место в Таргуме, мы ещё раз убеждаемся, что под “Словом” не всегда надо понимать произнесённое слово, и что в данном контексте говорится о личности, именуемой “СЛОВО”, или более полно “Слово Господа Бога”, а значит ещё раз подтверждается вывод, что эта личность имеет Божественную природу!

Ещё более явственно это видно из 6-го стиха, 6-й главы книги Бытия:

Быт.6:6

Синодальный перевод:

и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.”

Тора (кн. Брейшит, гл.6 Брейшит, ст.6):

и раскаялся Бог, что создал человека на земле, и сожалел в сердце Своем.

Таргум [3]:

и раскаялся Господь в Своём Слове, что Он создал человека на земле, и Он вынес суд им Своим Словом.”

Как видим, Таргум привносит совсем иной смысл, чем другие источники. О чём говорит Таргум? О том, что раскаяние, т.е. сожаление Бога (1-й личности) проявилось в действии Слова (2-й личности). В чём было сожаление? В том, что Он (2-я личность — Слово) создал человека… а теперь внимание… посмотрите, как это место согласуется с Ин.1:14, где говорится что делало Слово:  “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.”!  Возвращаемся к Таргуму и читаем дальше: “и Он вынес суд им Своим Словом.”, то есть, Бог вынес суд людям не Сам, а посредством Слова, что опять согласуется с Новым Заветом – Ин.5:22Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, ”. Теперь нам становится предельно ясно, что Божественная личность, именуемая “Слово” отличается от другой личности, именуемой “Бог”, но при этом тоже имеет Божественную природу!

Итак, мы вновь убеждаемся, что первоначально именно из Таргумов Иоанн почерпнул информацию о Слове, а позже, познав Иисуса Христа и Его откровения, дал более полные сведения о взаимоотношениях этого Слова с Богом: есть Бог-Отец и есть Бог-Сын, именуемый ещё как Слово!

Ис.42:1

Синодальный перевод:

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;”

Таргум Йонатана [5]:

Посмотрите на Моего Слугу — Мессию, Которого я поддерживаю, избранный Мой, в Ком Мое Слово [Мемра] наслаждается; Положу Мой Святой Дух на Него, и Он возвестит Мою Тору народам.«

(«See My Servant the Messiah Whom I bring near, My chosen one in Whom My Word [Memra] takes delight; I will place My Holy Spirit upon Him and He will reveal My Torah to the nations.» (Targum, Jonathan on Isaiah 42:1 http://virtualreligion.net/iho/messiah.html#teacher  и  Targum, Jonathan on Isaiah 42:1)

В этих стихах Таргум вполне конкретно говорит о трёх Божественных личностях – речь идёт от первого лица Троицы (Бога-Отца), который говорит о Мессии, открывая удивительную вещь, что в человеке-Мессии будет пребывать 2-я личность  — Слово (“в Ком Мое Слово [Мемра] наслаждается”), следовательно  Мессия однозначно отождествляется со Словом Божьим, то есть с Мемрой, и Он (Мессия-Слово) будет действовать с помощью третьей личности – Духа Святого!

Рассмотрим ещё некоторые места из которых следует, что Мемра – это личность.

Быт.31:46-49

Синодальный перевод:

46 И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме.

47 И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом.

48 И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад,

49 [также]: Мицпа, от того, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга;”

Тора (кн. Брейшит, гл.31 Ваецэ, ст.46-49):

“46 И сказал Яаков братьям своим: “наберите камней!”. И взяли они камни, и сделали холм, и ели на холме.

47 И назвал его Лаван Йегар-Сагадута, а Яаков назвал его Лальэд.

48 И сказал Лаван: “холм этот – свидетель между мною и тобою отныне”. Поэтому нарекли ему имя Гальэд

49 И Мицпа, ибо он сказал: “Будет Бог наблюдать за мною и тобою, когда скроемся друг от друга” ”

Таргум:

“… Слово Господне смотрит и является свидетелем между мною и тобою…”

Мы конечно же понимаем, что произнесённое слово не может совершать такое действие, как “смотреть”, поэтому здесь явно речь идёт о личности, именуемой “Слово Господне”.

Исх.19:17

Синодальный перевод:

И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.”

Тора (кн. Шмот, гл.19 Итро, ст.17):

И вывел Моше народ навстречу Всесильному из стана, и встали у подножия горы

Таргум (Палестинский) [4]:

в сретение Мемре Божией

(http://sdsmp.ru/ns/item.php?ELEMENT_ID=3472)

Согласитесь, что в сретение можно идти только к личности, а не “произнесённому слову”.

Пс.2:4

Синодальный перевод:

Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.”

Таргум [2]:

Сидящий на небесах посмеется; Мемра Господа будет насмехаться над ними

Произнесённое слово может быть насмешливым, то есть, само по себе являться насмешкой, но оно никак не может совершать действие, которое определяется как “насмешка”, действие может совершать только личность.

 

Теперь, полагаясь на открытую нам в Таргумах истину, рассмотрим другие места Писания, в которых личностность Слова (Мемры) явствует не так открыто, но в свете выше рассмотренного, эти отрывки будут восприниматься уже по другому:

Бытие 1:27

Синодальный перевод:

И сотворил Бог человека…”

Тора (кн. Брейшит, гл.1 Брейшит, ст.27):

И сотворил Всесильный человека…”

Иерусалимский Таргум [2]:

И Мемра Господа создала человека

Быт.15:1

Синодальный перевод:

После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.”

Тора (кн. Брейшит, гл.15 Лех Леха, ст.1):

“После этих событий было слово Бога к авраму в видении такое: “Не бойся, Аврам, Я – защитник твой, а награда твоя очень велика” ”.

Таргум:

“… не бойся, ибо если эти люди собертся в легионы и выступят против тебя, то Моё Слово (Мемра) будет твои щитом

Все верующие прекрасно понимают истину, что Бог является щитом, но Таргумы дают более детальные подробности такой защиты – щитом для верующего будет являться Божественная личность, именуемая “Слово (Мемра)”.

Быт.15:6

Синодальный перевод:

Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.”

Тора (кн. Брейшит, гл.15 Лех Леха, ст.6):

“И поверил он Богу, а Он засчитал ему это в праведность”

Таргум:

И он поверил Господу и поверил Слову (Мемре) Господа и Он засчитал это за праведность”.

Конечно, нет ничего удивительного и противоречивого  в том, чтобы поверить в слово, сказанное Господом. Но вот о сказанном ли слове здесь говорится, или о Личности? Давайте вспомним, что Спасителем всего человечества является “Слово, ставшее плотью” (Ин.1:14), то есть, Иисус Христос. С Новозаветными верующими всё предельно понятно, они спасаются верой в Иисуса Христа, а вот как быть с Ветхозаветными праведниками? Тогда ведь воплощённого Слова ещё не было, но истина Божия провозглашает, что и они спасались верой… в Слово Божие, верой в Мемра! Как такое может быть? А так же, как это было с Моисеем:

Евр.11:24-2624 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.”

Никого не удивляет, что Моисей предпочёл именно “Христово поношение”? То есть, предпочёл такие же страдания, какие претерпит Христос, страдания Того, Кто ещё не пришёл! Тот же самый принцип осуществился и с Авраамом в рассматриваемом нами отрывке (подробно принцип спасения Ветхозаветных праведников изложен в статье “Ад и Рай, что о них говорит Писание?”).

Быт.28:20,21

Синодальный перевод:

“20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,

21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом,”

Тора (кн. Брейшит, гл.28 Ваецэ, ст.20,21):

И дал Яаков обет, говоря: “если со мною будет Всесильный, и сохранит меня на том пути, которым я иду, и даст мне хлеб для еды и платье для одежды

21 и возвращусь с миром в дом отца моего, то Бог будет мне Всесильным ”

Таргум:

И положил Иаков обет, сказав: если Слово Господне будет моим помощником … то будет Господь моим Богом”.

 

Исх.14:31

Синодальный перевод:

И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили:”

Тора (кн. Шмот, гл.14 Бешалах, ст.31):

“И увидел Израиль силу великую , которую проявил Бог на египтянах, и устрашился народ Бога, и уверовали в Бога и в Моше, служителя Его”.

Таргум:

“…и поверил Слову Господа…”

Исх.25:22

Синодальный перевод:

там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.”

Тора (кн. Шмот, гл.25 Трума, ст.22):

“И буду являться тебе там, и буду говорить с тобою из пространства над крышкой, между двумя крувами, которые на ковчеге свидетельства союза, так Я буду передавать через тебя все повеления сынам Израиля”.

Таргум:

там Я назначу для тебя Моё Слово (Мемра)”.

Таргум открывает нам, что там будет не Сам Бог, а Он пошлёт туда Слово от Своего Имени.

Лев.26:9

Синодальный перевод:

призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами;”

Тора (кн. Ваикра, гл.26 Бехукотай, ст.9):

“И обращусь Я к вам, и расположу вас, и укреплю союз Мой с вами”

Таргум:

Я обращусь через Моё Слово, чтобы сделать вам благо

Обратим внимание на способ общения Бога с людьми, Он говорит, что обратится посредством Слова, что исключает такую трактовку, как “обращусь Словом”, или “скажу вам”, а ОБРАЩУСЬ именно “ЧЕРЕЗ Слово”. Другими словами, Слово Господа (Мемра) будет изъяснять людям, что Бог хочет сказать.

Втор.4:7

Синодальный перевод:

Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?

Тора: (кн.Дварим, гл.4 Ваэтханам, ст.7):

“Ибо кто такой народ великий, к которому боги были бы столь близки, как Бог Всесильный наш. Каждый раз, когда мы взываем к Нему?

Интересным является передача смысла этого стиха в Таргуме, которое кардинально отличается от традиционного:

Таргум:

Слово Господа Бога сидит на Своём престоле, высоком и превознесённом”.

Почему в Таргуме речь (на первый взгляд) идёт совсем об ином? Дело в том, что в древних языческих культах люди брали своих идолов, усаживали на специальный помост, который служил чем-то вроде престола, этот помост крепился к длинным шестам и люди, возлагая эти шесты себе на плечи, устраивали специальные шествия и идол при этом был выше всех, то есть, своего рода “превознесённым”. Такое превознесение было связано не только с величием положения, но и для того, чтобы слышать, что им скажут боги, как бы с импровизированной трибуны. Не смотря на то, что эти боги были совсем рядом с народом, всего лишь на высоте их голов, люди очень редко “слышали” их. В противовес этой ситуации, Бог евреев, не смотря на гораздо более превознесённое положение, был гораздо ближе к Своему народу, чем боги язычников и этим Богом являлось Слово (Мемра).

Есть ли подобное описание ещё в Библии? Есть, в откровениях Исайи:

Ис.6:1В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.”

Вряд ли кто усомнится, что речь здесь идёт о Яхве (Иегове), но если соотнести это место с толкованием из Таргума на Втор.4:7, то видим, что речь здесь идёт именно о Слове (Мемре). Если Слово – это не личность, а просто произнесённый звук, то как это Слово вообще может СИДЕТЬ? Сидеть может только личность! Читая Исайю, надо брать во внимание, что его пророчества – это взгляд за временные рамки, в тот период, когда воскресший Иисус Христос воссядет на Своём престоле:

Мтф.19:28Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.”

Откр.5:13И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков

Откр.22:1И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.”

Значит пророчество Исайи подтверждается толкованием Таргума на Втор.4:7, что на престоле будет сидеть Слово, которое впоследствии станет плотью.

Иов 42:9

Синодальный перевод:

«И Господь принял лице Иова«
Масоретский текст:

בויא ינפ־תא הוהי אשיו (И принял Господь [YHWH] лице Иова).
Таргум [2]:

״ד ארמימ ביסנו (И приняло Слово Господне…).

 

Пс. 117:6-9

Синодальный перевод:

6 Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек?

7 Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих.

8 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.

9 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.”

Таргум [2]:

6 Мемра Господа – помощь моя, поэтому я не буду бояться. Что сделает мне человек?
7 Мемра Господа помогает мне, и я воздам врагам моим.
8 Лучше доверять Мемра Господа, чем полагаться на сына человеческого.
9 Лучше полагаться на Мемра Господа, чем надеяться на князей

 

В Библии, помимо Таргумов, так же есть места, где говорится о Слове Господа, которое действует самостоятельно:

Иер.1:11,12

11 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева.

12 Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.”

Нас здесь интересует начальная фраза “И было слово Господне ко мне…”. В Библии короля Иакова эта фраза переведёна так: “Слово Господа пришло ко мне, говоря, Иеремия, что видишь ты?”. Но далее, в 12-м стихе сказано “Господь сказал мне”, следовательно в этом отрывке мы видим прямое отождествление Слова Господа с Самим Господом.

Пс.67:34

шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы.”

Как видим, “глас” здесь описан как некая отдельная субстанция, иначе фраза должна была бы звучать примерно так: “глас Его является гласом силы” или просто: “глас Его имеет силу”.

Из предыдущего, 33-го стиха видно, что шествует по небу Господь:

33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,

34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы.

Итак, исходя из контекста 33-го и 34-го стихов, мы можем сказать, что Слово Господа шествовало на небесах небес. Давайте сравним с пророчеством Исайи:

Ис.19:1

Пророчество о Египте. — Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем.”

И вот как это же действие описано в других местах Писания:

Пс.103:3

устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.”

Втор.33:26

Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках;

Несомненно, во всех этих местах явно говорится, что шествует по небу Бог Израилев, но и Он же есть Слово!

Итак, мы видим, что согласно Ветхого Завета (ТаНаХа) на оболаках перемещается Иегова. Таргумы открывают более полную картину, что это — Мемра Господа. Новый Завет подтверждает Таргумы, заявляя, что шествующий на облаках — это Сын Божий Иисус Христос:

Мтф.24:30 «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; «

Мтф.26:62-64 «И, встав, первосвященник сказал Ему: [что же] ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. «

После этих слов первосвященник разрывает свои одежды (что является недопустимым для него) и заявляет, что Иисус богохульствует (ст.65)! Почему богохульствует? Потому что Иисус в идиоматическом выражении сказал о Себе как о Боге, т.к. все иудеи знали, что согласно ТаНаХа, грядущий на облаках — это Бог!

Об этом же говорят следующие места:

Откр.1:7 «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. «

Мрк.14:62 «Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. «

Итак, евреи 1-го века регулярно слушали в синагоге, что существует Мемра Господа, которая:

— ходит в Эдемском саду;

— выводит народ из Египта;

— следит за соблюдением заветов;

— говорит от имени Бога;

— даёт заповеди;

— называется “помощником, щитом” и так далее.

Если внимательно вдумываться в смысл того, что говорили Таргумы, то вполне определённо видно, что Мемра Бога – это личность, более того, эта личность и есть Иегова! Но евреи понимали, что двух Иегов быть не может и это обстоятельство ставило их в тупик и по этому вопросу были многочисленные споры-дебаты. Выходом из этого затруднения (как многим теологам показалось), явилось понятие “персонификации” [6]  Слова Божьего, то есть, то, что оно является именно речью Бога, произнесённым звуком, но, поскольку имеет в себе силу Божью, представляется, или изображается как одушевлённая личность. Вот как об этом говорится в статье Memra, Ангел Господень [2]:

Слово, как будет показано дальше, есть полное выражение Бога, Его сущности. В связи с этим известный иудейский философ Саадия Гаон (Х век) предложил объяснение, согласно которому главной причиной такого подхода таргумистов было их желание более возвышенно истолковать антропоморфизмы, описывающие деяния Бога. Так, пишет Саадия, выражение «уста Господа» (Исх.17:1) было заменено в Таргуме на «Слово» (Memra), чтобы читатель не подумал, что у Бога такие же уста как у человека. Таким образом, чтобы богоявление не воспринималось как нечто совершенно обыденное и грубо антропоморфное, таргумисты применяли термин Memra. Однако этот вывод средневекового еврейского философа никак не умаляет уникальности Memra-Слова, ведь именно оно используется как наиболее удачный термин для выражения глубокого смысла теофании.”

http://www.cirota.ru/forum/view.php?order=asc&subj=93596

С таким пониманием персонификации Слова можно было бы согласиться, если бы… если бы не настал момент, когда это Слово стало плотью!

Ин.1:14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.”

Остаётся вопрос, почему же при всей очевидности, не все евреи приняли эту истину? Ответ находим в послании к Римлянам:

Рим.11:8как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.”

Но для чего? Далее апостол Павел поясняет и это:

Рим.11:11Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.”

Оказывается, их слепота – это время спасения язычников! Как милосерден и благ Господь, желающий спасения всем людям!

В рассмотрении такого понятия, как “Слово”, необходимо учитывать, что во все времена люди любили вкладывать метафорический смысл, чтобы лучше раскрыть суть вещей. В греческое слово “Логос”, которое имеет так же смысл “Выразитель”, вложен метафорический смысл того, что эта личность является ВЫРАЗИТЕЛЕМ того, что Бог хочет донести людям. Представьте себе, что Вы тоже назвали кого-либо своим “словом”, что бы это могло значить и как Вас должны понять люди? Такой оборот речи обязательно должен следовать определённой логике, поэтому, несомненно, это будет означать примерно то же самое, что имел ввиду апостол Павел, когда писал Коринфянам: “Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками” (2.Кор.3:2). Понятно, что члены Коринфской церкви не являлись письмом в буквальном смысле слова. Павел использовал язык метафор, чтобы подчеркнуть некий определённый смысл. Когда вы пишите письмо, то тем самым Вы сообщаете адресату свои мысли, по этой аналогии Коринфяне выступали представителями идей апостола Павла. Своими поступками словами они выражали всё, чему он их учил и во что он верил. Разве Вы не вкладываете точно такой же смысл, когда кого-либо назвали своим “словом”? Слова являются средством для раскрытия другим мыслей и намерений своего разума. Через Личность, выражающую мысли, желания и намерения Бога, а поэтому именуемой “Логос”, Бог позволил людям узнать Себя. Христос представлял Отца в точном соответствии, Он воплотил в жизнь всё, что повелел Отец, Он в точности передал мысли Своего Отца, Он говорил от имени Отца, а поэтому в полном смысле был Его “Выразителем”.

 

Итак, в статье “02_Учение о Боге. Троица в Ветхом Завете (ТаНаХе)” мы привели аргументы о том, что уже на страницах Ветхого Завета очень явно просматривается триединство Бога.

В статье “03_Учение о Боге. Троица. Ангел Господень.” Мы подробно рассмотрели и, надеюсь убедились, что одной из личностью Троицы является “Ангел Господень”.

В данной статье “04_Учение о Боге. Троица. Мемра — Слово Божие.” мы представили веские аргументы считать, что этим Ангелом Господним является Мемра (Слово Божие), которое впоследствии, воплотившись, стало личностью, именуемой Иисус Христос.

Конечно же, у многих читателей это противоречие возможно и не разрешилось, так как оно трудно совмещается с истиной, констатируемой во Второзаконии:

Втор.6:4Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;”

И эта истина провозглашает, что Бог есть единый, но правильно ли интерпретируется это понятие единства, которое на иврите звучит как “эхад”? Об этом детально поговорим в следующей статье “05. Учение о Боге. Троица. Эхад.

Затем мы ещё раз вернёмся к личности Иисуса Христа и приведём из Писания доказательства Его божественности.

[1] http://sdsmp.ru/ns/item.php?ELEMENT_ID=3472

[2] http://www.cirota.ru/forum/view.php?order=asc&subj=93596

[3] Джим Стэйнли “Троица под судом”

[4] http://sdsmp.ru/ns/item.php?ELEMENT_ID=3472

[5] http://antipa62.livejournal.com/816630.html

[6] https://ru.wikipedia.org/wiki/Персонификация

Для детального обзора и анализа Библейских текстов использовалась программа www.biblezoom.ru

В Писании имеется ещё одна загадочная личность, о которой можно прочесть в статье «Мелхиседек, кто он?»

Зенькович И.С.

 

 

 

 

Поделитесь о нас с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

Темы: Учение о Боге | Ваш отзыв »

Отзывы