Поиск

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета


« | Главная | »

01. Учение о Боге. Троица. Познание Бога.

Автор: admin | 25 Янв 2018

01. Учение о Боге. Троица. Познание Бога.

Приступим с вами, дорогие читатели, к рассмотрению самых важных и, вместе с тем, самых трудных в понимании человеческого разума тем, а именно – о Троице, о божественности Иисуса Христа и о том, кем является Дух Святой.


И начнём мы с Троицы. Почему именно с Неё? Потому что, не осознав, не поняв и не уверовав в триединство Бога, рассматривать остальные темы — божественности Иисуса Христа и личности Святого Духа не имеет смысла, они будут отвергнуты уже на моменте их озвучивания как еретические учения.

Первопричиной неприятия учения о Троице является попытка отвергнуть всё то, что не вмещается в человеческий разум и не является логичным с нашей точки зрения. Но, прежде, чем отвергать что-либо необычное и невероятное, стоит задаться вопросом —  а разве можно познать человеческим разумом природу Бога и природу мироздания во всей полноте?  Если нет, то как можно категорически отвергать что-либо, пусть и непонятное?

Антитринитарии (это те, кто отрицают учение о Троице) считают доктрину о Троице иррациональным вымыслом и полностью безосновательной. Доктрина, по их мнению, не поддаётся разумному объяснению, так как непонятно, как единый Бог может состоять из трёх отдельных, «неслиянных» личностей, которые могут беседовать одна с другой. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Антитринитаризм)

Но стоит ли отрицать учение о Троице только на основании того, что это понятие трудно поддаётся осмыслению? Может тогда надо отвергать и учение о том, что Бог сотворил вселенную, ведь механизм этого процесса так же невозможно объяснить? Или стоит отвергнуть догмат о непорочном зачатии Марии, так как научно обоснованного и достоверного объяснения этому тоже нет?!

Сложность восприятия данной темы начинается уже с того факта, что само слово “Троица” не упоминается в Священном Писании. Стоит ли на этом основании уже изначально отвергать это учение? Конечно же нет! Понятие троичности Бежественного естества можно было озаглавить любым другим словом, передающим смысл, суть вопроса от этого не изменится, поэтому Церковь остановилась на слове “Троица”, чтобы одним именем объединить открытых на страницах Библии трёх Божественных личностей: Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Впервые термин «Троица» засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век):

«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».

Окончательно догмат о Троице утверждён в Никео-Цареградском Символе веры на Втором Вселенском соборе в 381 году.

Но, прежде чем приступать к рассмотрению этой темы, стоит вначале поговорить о понятии “познание Бога”.

О невозможности понять и постичь Бога полностью.

Увеличить

По подсчётам учёных, Вселенная состоит из более, чем 500 миллиардов Галактик (https://ru.wikipedia.org/wiki/Метагалактика), при этом размер наблюдаемой Вселенной составляет около 14 миллиардов парсек, или 46 миллиардов световых лет (1 световой год – это расстояние, которое преодолевает свет, распространяющийся со скоростью 300тыс. километров в секунду за год). Таким образом, наблюдаемая Вселенная представляет собой шар диаметром около 93 миллиардов световых лет! (см. по той же ссылке).

А теперь стоит представить, что доступное к наблюдению и изучению, составляет всего лишь 4% от объёма всей Вселенной!

Увеличить

(статьи: “Темная, темная материя…http://naucaitechnika.ru/blog/43943024099/Temnaya,-temnaya-materiya

Такая загадочная вселеннаяhttp://bbeautyworld.ru/takaya-zagadochnaya-vselennaya/).

Другими словами, неизученная тёмная материя Вселенной составляет 96%!

Следующее, что мы сделаем — это сопоставим цифры объёма Вселенной и Бога, Который её сотворил и Который превыше её, Который бесконечен и не просто наполняет Собой эту Вселенную, но несоизмеримо превыше её и вне её! Есть такое образное выражение: “вся Вселенная вмещается на ладони Бога”.

И, если мы можем познать только 4% Вселенной, то как мы можем всецело познать Бога, Который превыше её? Можем ли мы познать Его нашим ограниченным разумом и нашими пятью ограниченными органами чувств, которыми не может познать даже того, что сотворил Всевышний? Как ограниченный человек может претендовать на то, что бы разложить Бога “по полочкам” и заявить: “Бог – вот такой-то и такой-то”? Мы, люди, никогда не понимали и не поймём Его полностью (по крайней мере в нашей физической природе).

Давайте вспомним, что сказал Бог Моисею:

Исх.33:20И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.”

Если нельзя человеку увидеть Его лица и при этом остаться в живых, то как можно заняться Его описанием? Описанием Того, Кого не можем видеть по определению!

Но, Бог хочет, чтобы люди познавали Его, поэтому Он открывался нам в Своём Слове!

 

О постепенном самораскрытии Бога людям.

Первые сотворённые люди Адам и Ева хорошо знали Бога, так как имели, ко всему прочему,  духовную связь, которая была утеряна вместе с грехопадением. Грех удалил людей от Бога настолько далеко, что люди практически полностью потеряли все знания о Нём, кроме только  того факта, что Он существует. О том, что Бог есть говорит сотворённая Им природа:

Рим.1:19,20 19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. 20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.”

Но  “через рассматривание творений” можно лишь понять, что Бог есть, а вот познать природу Творца, Его суть, Его любовь, Его желания — невозможно, как невозможно познать, что Он есть Троица, но самое главное – невозможно познать путь спасения, который Он предлагает людям, как об этом сказал апостол Павел:

1.Кор.2:7-10 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 10 А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.”

Многие 9-й стих относят к описанию Рая (Царства Небесного), но на самом деле в нём идёт речь о премудрости Божией в плане спасения человечества – люди даже вообразить не могут, каким образом Бог решил спасти их от вечной погибели!

Познавать Бога человек может только анализируя то, что Творец Сам пожелает людям открыть. Некоторые, на основании правильного утверждения, что Бог ХОЧЕТ ОТКРЫТЬСЯ людям, полагают, что Бог должен открыться простым и доступным образом, а в Его самооткровении не должно быть непонятного и противоречивого. Да, с этим можно согласиться, но только отчасти. Конечно же Бог не будет вводить людей в заблуждение противоречивыми данными о Себе, но противоречивые понятия всё же существуют и возникают они на основании неосвящённого разума человеческого, а не на “противоречивой информации” от Бога. Полную ли информацию о Себе должен Бог сообщить людям? Правильный ответ на этот вопрос может быть получен, если найдётся правильный ответ на следующий вопрос — а способен ли человеческий разум воспринять эту информацию во всей полноте? Конечно же не способен, а значит Бог самораскроется только настолько, насколько человек сможет это откровение принять и осмыслить. Как об этом сказал Сам Иисус:

Ин.3:12Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?

О неспособности человека воспринимать всю информацию о мироздании так же сказал апостол Павел:

1.Кор.13:12Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.”

Человек – существо, относящееся к трёхмерному пространству (высота-ширина-длина), но учёные утверждают, что измерений более чем три, но человеческая природа не способна их воспринять. Так ли это, или нет, достоверно сказать трудно, но если и так, то сколько этих измерений существует? Одно можно сказать с полной уверенностью, что, как минимум, четвёртое измерение есть и это – духовный мир, который своими пятью органами чувств человек познать не может.

Существует притча об Августине Блаженном и Святой Троице (она ещё называется “Притча про Бл. Августина и мальчика пытавшегося вычерпать море”):

“По преданию, когда Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил:
— Я хочу вычерпать все море в эту ямку!
Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:
— А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?
И тут же мальчик исчез.”
(Даниэль Штайн, переводчик Л.Улицкая) http://religiya.bukovina.biz.ua/books/pisaniasvitix/avgustinn/osvtroitse/)

(Августин Блаженный (Авре́лий Августи́н Иппони́йский) – род. 13 ноября 354 года, умер 28 августа 430 года.)

Обратим внимание и на такое заявление от “Cправочника христианской истины

(A Handbook of Christian Truth):

“Разум человека не может до конца понять загадку Троицы. Тот, кто попытается понять эту тайну до конца, лишится рассудка; но тот, кто станет отрицать Троицу, лишится души“

(Харольд Линдселл и Чарльз Вудбридж, 1953, стр. 51-52; Harold Lindsell and Charles Woodbridge). http://ru.ucg.org/booklets/RGT.pdf

 

Особенно сложно понять и принять догмат о Троице представителям монотеистских религий (к коим относятся и христианство) – иудаизма и ислама. Вера в Троицу похожа на очевидное идолопоклонство в их глазах.

 

Вот как говорит “Православное учение о Троице” о возможности человеческого разума осознать эту Божественную тайну:

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально. Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.”  (“Святая Троица”  http://www.pravmir.ru/svyataya-troica/)

Является ли понимание Троицы таким уж недосягаемым? Если глубоко вникать в Писание и учитывать все значения слов, описывающих природу Бога, то догмат о Троице уже не кажется таким непознаваемым для разума.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе так, чтобы не лишиться ни души, ни рассудка!

Следующая статья: «02. Учение о Боге. Троица в Ветхом Завете (ТаНаХе)»

Зенькович И.С.

Поделитесь о нас с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

Темы: Учение о Боге | Ваш отзыв »

Отзывы