Поиск

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета


« | Главная | »

Нравственное богословие. Христианская этика.2

Автор: admin | 26 Фев 2013

Нравственное богословие. Христианская этика.2

Христианин в современном мире.

Воскресный день

Каждый день, дарованный нам Богом, а особенно воскресный день – это дар Божий нам. Мы несем полную ответственность пред лицом Бога за каждый дарованный нам день и час. Подобно тому, как суббота Ветхого Завета является завершением первого творения, так воскресный день является новозаветным христианским памятником завершения великого дела искупления Господом нашим Иисусом Христом.

Христианская этика_01«А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна, вы еще во грехах ваших» — 1Кор.15:17. Хотя по учению Нового Завета все дни перед Богом равны, но первый день недели или воскресенье отличается от остальных дней. В этот день воскрес Господь Иисус Христос из мертвых и в этот день сошел Дух Святой на Апостолов в день Пятидесятницы. В этот день Апостолы и христиане из язычников проводили богослужебные собрания. А потому церковь Христова отделила этот день для служения Господу. Христиане первого века и христиане 21 века в этот день совершают основные богослужения. Можно ли считать истинным христианином того, кто не чувствует внутренней потребности проводить этот день в церкви в общении с Господом и Его народом. Думаю, что нет. Если человеку, называющему себя христианином, больше хочется быть в день воскресный на даче или природе или заниматься какими-то земными делами, чем спешить в дом Божий – то это говорит, что такой человек не познал Бога, как должно. Итак, наступило воскресное утро. Скоро начнется богослужебное собрание. Как хорошо, если мы заранее к нему подготовились и заранее выходим из дома, чтобы не опоздать. К сожалению, нередко бывает так, что не приготовившись накануне, мы начинаем спешить, нервничать и суетиться и часто теряем мир между собою, а затем и с Господом. А Господь призывает нас: «наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий» — Ек.4:17. То есть нужно приготовить сердце свое к слушанию слов Божиих, которые Он посылает нам в собрании.

Придя в дом молитвы до начала богослужения, нужно призвать Божие благословение на себя и на собрание и занять свое место. Если наше место уже кем-то занято, сесть на свободное место. Не нужно занимать места на краю ряда, чтобы не создавать препятствия другим. Не следует вести посторонних и ненужных разговоров перед служением. Лучше читать Библию, петь тихонько псалмы или молиться. А если нужно с кем-то переговорить, то не нужно это делать громко, как не следует громко смеяться и шутить. Христианин должен готовить свое сердце к служению. В собрание нужно приходить вовремя и не опаздывать, а если по каким-то серьезным причинам мы опоздали, нужно тихо, спокойно и аккуратно войти в дом и занять свое место, если оно свободное. Не нужно делать это во время проповеди, чтобы не мешать другим слушать. Можно во время пения или молитвы. Во время молитвы желательно закрывать глаза, чтобы лучше сосредоточиться во время молитвы и не отвлекаться. Спать или дремать во время богослужения неприлично и спящие этим огорчают Господа. Важно бодрствовать и поклоняться Господу в духе и истине. Дети должны быть с родителями или в воскресной школе. Родители должны учить детей вести себя в церкви благоприлично. К добровольным пожертвованиям нужно готовиться заранее, чтобы не задерживать обслуживающих и чтобы пожертвование наше «было готово, как благословение» — 2Кор.9:5. После окончания служения все приветствуют друг друга по обычаям церкви или по установленному порядку. Особое внимание нужно уделять вновь пришедшим или новообращенным.

Общие собрания

Кроме обычных собраний, в церкви совершаются также деловые или членские собрания. Они необходимы для решения разных вопросов в церкви, и их нужно посещать также. В деловых собраниях участвуют все члены церкви, как братья, так и сестры, имея равные права.

Похороны

Смерть является неизбежной для всех, включая и верующих во Христе. Похороны – это траур и нам необходимо разделять чувства родных и близких, выражая наше сочувствие и утешение. Похороны в христианских семьях совершаются по нашим евангельским обычаям. Иногда спрашивают нас: «а можно ли сжигать тела умерших в крематориях?» Библия конкретно не отвечает на этот вопрос «да» или «нет». Хотя есть выражение в Библии: «доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» — Быт.3:19. Во время траурного похоронного служения необходимо утешать родных и близких словами Евангелия, говорить о временной жизни на земле и о вечной с Господом на небесах, говорить, что разлука временная и что у христиан есть надежда. Очень важно сказать об умершем, о его вере в Господа, жизни и служении почившего. Служение совершается с пением, песни нужно выбирать похоронные. Не допускается неуместное веселие и громкие разговоры. В молитвах нужно благодарить Господа за жизнь и смерть, которые в руке Его и просить утешить скорбящих и плачущих.

При участии христиан в похоронах неверующих людей нужно быть осторожными, чтобы своим поведением не положить соблазна. Обычно неверующие люди или православные держатся своих взглядов и традиций. Мы не должны осуждать или учить их и не возражать против народных обычаев, но которые не вступают в противоречие со Словом Божиим.. На погребальных поминках пищу можно принимать со спокойной совестью. От употребления алкоголя евангельские христиане воздерживаются, спокойно и грамотно объясняя людям наши понятия и взгляды и в то же время не осуждая тех, которые это делают. Грех не в том, что люди выпивают алкоголь, а в том, что в их жизни нет места Христу Господу.

Христианин в домашнем быту.

«Если ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» — 1Ин.1:7. Ходить во свете и самим быть светом для окружающих нас людей – вот в чем заключается наше призвание на земле.

Верующие не мыслят своей жизни без Слова Божия. Совместное чтение Священного Писания и молитва являются прочным основанием, на котором созидается благополучие христианской семьи. Если в семье нарушен мир, то нужно скорее прийти к миру и, если мы виновны, то нужно просить прощение, а вторая сторона должна прощать, как учит Слово Божие.

Всякий новый день труда и забот нужно начинать с молитвы. «Тебя от ранней зари ищу я» — Пс.62:2. Принятие пищи совершается после молитвы благодарения. И если кто пришел к нам в гости во время обеда, нужно пригласить его к столу, показывая этим христианское гостеприимство.

Христиане вежливы и предупредительны с соседями и всегда должны первыми приветствоваться и здороваться с неверующими людьми. «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» — Мф.5:42. Но не забудем, что в добродетели нужно иметь рассудительность, потому что часто просят на спиртное, т.е на грех.

Христиане не должны быть суеверными. Нас не должно беспокоить, что кто-то перешел нам дорогу с пустыми ведрами или перебежала черная кошка. В каком ухе звенит, в правом или в левом, для христианина это не имеет значения.

Обращаться во время болезней ко всяким «знахарям» и «знахаркам» является грехом перед Богом. Не должно пренебрегать медициной и врачами. Господь сказал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» — Мф.9:12. Для христиан должно помнить также Слово Божие: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним» — Иак.5:14. И в больнице, если мы оказались там, должно вести себя смиренно и терпеливо, не капризничать и не раздражаться.

Об одежде и женском покрывале.

Одежда верующих должна быть как «прилично святым» — Тит 2:3. Приличие определяется общепринятой культурой народа, среди которого мы живем, не слишком модной и в то же время не неопрятной. На богослужение нужно одеваться в лучшее, что мы имеем. Гардероб наш не должен быть перегруженным и в нем не должно быть ненужных вещей. Если позволяют финансы, мы можем иметь одежду на все времена года и погоду. Одежда должна отвечать требованиям здоровья и общепринятой эстетики.

Очень много споров есть в церквях по вопросу: могут ли женщины носить брюки? Если это мужские брюки ,то, конечно, нет и особенно это касается тех, которые участвуют в служении. Если брюки имеют женское назначение, то это личное дело каждого. Важно помнить, чтобы одежда закрывала женское тело и оно не было предметом искушения. Носить ли на голове покрывало в виде платка или какой-то накидки, это личное дело каждого, но нужно придерживаться традиций и обычаев церкви, в которой мы находимся, и народа, среди которого мы живем. Думаю, что Господь смотрит на сердца людей больше, чем на покрывала на головах. Голова может быть покрыта покрывалом, а в духе нет смирения и послушания. В Новом Завете больше внимания уделяется поклонению Богу в «духе и истине» — Ин.4:24, чем во внешних формах. Но не забудем, что Слово Божие призывает всех к порядку, чинности и благопристойности – 1Кор.14:40.

Отношение к труду

Труд – средство для жизни и без труда жизнь невозможна. Об этом еще в древности сказал Бог Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб…» — Быт.3:19. Новый Завет подтверждает эту же мысль: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» — 2Фес.3:16. Отношение к труду на любом месте, где бы мы ни работали, как по Слову Божию – «все, что делаете, делайте от души как для Господа, а не для человеков» — Кол.3:23. Трудиться должно всем – это наша моральная ответственность, как перед Богом, так и пред людьми и особенно перед близкими. Заповедь «почитай отца и мать» включает в себя заботу материальную о своих престарелых родителях. Важно заметить, что правильное отношение к своим обязанностям, честный труд, уважение коллег по труду и послушание начальству – хорошее свидетельство христиан неверующим людям, ибо люди больше обращают внимание не на то, что мы говорим, а как мы поступаем.

Христианин и общество.

Христиане живут в обществе среди своего народа, где действуют человеческие законы и определенный порядок. В стране существует власть на всех уровнях, в том числе и высшие власти. Библия учит нас повиноваться властям, уважать власти, быть в послушании и делать это в духе. «Всякая душа да будет покорна высшим властям» — Рим.13:4. «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям… никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам» — Тит 3:1-2.

Но христиане знают, что кроме человеческой власти и порядка, есть еще и Божия власть и порядок и наше повиновение человеческой власти возможно, если мы не нарушаем заповеди Божии: «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли перед Богом – слушать вас более, нежели Бога?» — Деян.4:19. Часто спрашивают: «должны ли христиане платить налоги?» Конечно да, и этому мы находим подтверждение в Мф.22:21. «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Апостол Павел конкретно говорит об этом: «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать – подать, кому оброк – оброк; кому страх – страх; кому честь – честь» — Рим.13:7.

Отношение к Отечеству.

Отечество – это земля наших отцов, дедов, прадедов, земля, на которой Бог дал нам жизнь и земля, дающая хлеб насущный нам и нашим детям. Отечество не выбирают, оно дается нам с рождением и поэтому любовь к Отечеству – это естественное, врожденное чувство, вложенное в нас самим Богом. Любовь к Отечеству неразрывно связана с любовью к своему народу, к своей стране, к своему городу. И эта любовь должна проявляться в практических делах и молитвах, как и сказано в Слове Божием: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» — 1Тим.2:1-4.

Табакокурение.

Курение табака или иное его употребление – жевание и нюханье, является вредной привычкой людей. С точки зрения Библии курение табака является грехом непотребства, разрушающим организм курящего. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог…» — 1Кор.3:17 и Гал.5:19 – «Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство…»

Покаяние человека перед Богом и принятие Христа связано с оставлением греха и в том числе с оставлением курения табака. В этом вопросе необходима решительность и мужество и Господь дает силу просящим у Него оставить непотребство. Вначале человеку может быть трудно побороть эту вредную привычку, но необходимо победить себя. Сознание того, что христианин – это новый человек во Христе, дает победу над злом и грехом курения так же, как и над другими грехами. Ибо невозможно представить себе христиан, братьев и сестер, курящих табак, как люди мира сего. В мире сем тоже ведется работа и борьба за трезвый и здоровый образ жизни, а тем более мы христиане. Словами апостола Павла Еф.4:27 «… не давайте места дьяволу» — мы закончим обсуждение вопроса о табакокурении.

Алкоголизм.

Употребление алкоголя ведет к пьянству, алкоголизму и к зависимости. Сколько несчастных людей в этом мире, которые когда-то начинали с рюмки, а потом стали зависимыми. Алкоголизм – это старая болезнь. Сколько существует человечество, столько существует употребление алкоголя и, как вредное его воздействие, пьянство и алкоголизм. Слово Божие как в Ветхом Завете, так и в Новом высказывает свое отношение к алкоголю. Еф.5:18– «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Прит.20:1 – «Вино – глумливо, сикера – буйна». «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; Впоследствии как змей, оно укусит и ужалит, как аспид…» — Прит.23:29-35.

Алкоголизм принес много зла человеческому обществу, даже трудно описать, но самое важное мы должны знать, что пьяницы не наследуют Царства Божия – 1Кор.6:9-10. Господь Иисус Христос Своею любовью и благодатию идет навстречу людям, обремененным разного рода грехами и вредными привычками, и дает им силу освободиться от греха алкоголизма. Новый человек во Христе свободен. «Там, где Дух Господень – там свобода» — 1Кор.3:17. В Божией свободе нет никакой необходимости и потребности христианину возвращаться назад к делам плоти и употреблять вино и спиртные напитки. Иногда люди указывают на слова ап. Павла Тимофею – 1Тим.5:23 – «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» — и спрашивают у служителей, а можно ли нам употреблять немного вина. Новый Завет не провозглашает сухой закон, как запрет не прикасаться, но учит нас больше «исполняться Духом Святым». Это лучше любого вина и радости в Духе Святом больше, чем в вине. Но если у кого есть болезнь желудка и частые недуги и врач даст медицинское заключение и справку, то необходимо с этой справкой обратиться к пастору церкви и он примет мудрое решение, что нужно делать. Возможно, пастор укажет на Слово Божие – Иак.5:14-15 – «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего…»

Отношение к культуре.

Чтобы христианам правильно относиться к культуре, нужно знать, что такое культура. Попытаемся ответить на этот вопрос:

1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни; уровень таких достижений в определенное время. В этом случае можно говорить о разной культуре: древней, античной, дворянской, буржуазной, пролетарской, социалистической, славянской, мировой и современной.

2. Сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, литературы, просветительной работы.

3. Просвещенность, образованность, воспитанность.

И в таком понимании культуры, человек культурный, который положительно относится ко всем областям культуры, человек просвещенный, образованный, воспитанный. Все хорошо с точки зрения человеческого восприятия культуры. Но очень важно знать, какое место в этой человеческой культуре имеют христианские ценности, ценности, выраженные в Библии, как Слове Божием, ценности, данные нам людям самим Богом через Иисуса Христа Сына Божия и Его учение, оставленное нам в Новом Завете. Принимая человеческую культуру, искусство, просвещение, образование, музыку и многое что другое из достижений человеческой цивилизации, мы должны хорошо знать, как такая культура согласуется с учением Слова Божия. Если в такой культуре нет места христианским ценностям и более того, они отвергаются людьми культуры, пренебрежительно к ним относятся, то мы однозначно делаем выбор в пользу христианской культуры, христианских ценностей и идеалов. А в целом христианство оказало огромное влияние на развитие культуры многих народов, и мы положительно относимся к культуре в лучшем ее проявлении. В заключение по этому вопросу хочется напомнить христианам настоящего времени Слова Иисуса Христа, сказанные Им ап. Петру: «отойди от Меня … ибо ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» — Мф.16:23. Апостол Иоанн подтверждает эту истину – «ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» — 1Ин.2:16.

Отношение христианина к науке и научно-техническому прогрессу.

Жизнь человеческого общества немыслима без науки и прогресса. Достижения науки и прогресса помогают человечеству, облегчают его жизнь и помогают развитию человеческого общества. Прогресс все время в развитии, особенно наука и прогресс имели свое бурное развитие в 20-ом веке и дальнейшее его развитие в 21 веке. Оказывая положительное воздействие на человеческое общество, в то же время научно-технический прогресс не решил многих проблем человечества: голод, болезни, войны, эпидемии и т.д. Сегодня немыслима жизнь без телевизора, компьютера, интернета и многих других достижений науки. Со всем тем положительным, что несет прогресс, необходимо посмотреть и на обратную сторону медали прогресса – темные силы мира сего используют прогресс и для своих зловещих целей – распространения зла и греха. Очень важно иметь христианские добродетели: контроль над собою, самообладание, воздержание, свободу и другие, чтобы избежать всего того, что дает свои негативные последствия и зависимость от той грязи, которая, наряду со многим тем положительным, что дает научный прогресс, выливается сегодня через экраны телевизоров, компьютеров, различных фильмов и других средств массовой информации. Сатана плетет свои греховные нити и, используя прогресс, хочет вовлечь все человечество в бездну греха и тьмы. Мы христиане, как никогда должны помнить Слова Христа: «бодрствуйте и молитесь… чтобы избежать всех бедствий…» — Лк.21:36.

Этика Христианской Эсхатологии.

Эсхатология на греческом языке означает eshatos – последний, конечный, logos – учение, а в общем учение о конечных судьбах мира и человека. Согласно Священному Писанию история человечества – это не просто бессмысленная хаотическая борьба за жизнь, а Божий путь и план к новому, лучшему мира. Судьбы мира в руке Божией. Исторические судьбы, как отдельных людей, так и целых народов определяются их нравственностью.

Эсхатология дает ответы на самые сокровенные вопросы человеческой души – что ждет человека после того, как он войдет в «вечный свой дом».

Эсхатологические настроения бывают особенно напряженными в переходные, кризисные периоды истории.

Можно сказать, что первоапостольская церковь была всецело охвачена эсхатологическим ожиданием. «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. Дети! Последнее время» — 1Ин.2:17-18. «Впрочем, близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» 1Пет.4:7. И многие другие места Н.Завета говорят о близком Пришествии Господа И.Христа и о конце этого мира. Особенно ап. Павел очень ярко говорит о смерти и о воскресении мертвых. Смерть по учению Павла не утрата, а приобретение: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» — Фил.1:23.

Проблема смерти и бессмертия.

Отношение человека к смерти имеет три аспекта: человек ждет смерти, страшится ее или полностью игнорирует. Конечной целью человеческой деятельности и всей его жизни является его стремление к небесному блаженству. Человеческий дух стремится к бессмертию. Ап. Петр говорит: «Впрочем, мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» — 2Пет.3:13. Чтобы войти в новое небо, нужно прожить свою жизнь, данную нам Богом и перейти через смерть. Отношение к смерти у каждого может быть разным в зависимости от глубины веры и жизни во Христе Иисусе. Но одно мы должны знать: «человекам должно умереть, а потом суд» Евр.9:27. В общем, смерть трагедия для всех, как для верующих, так и для неверующих. Но христиане наполнены сознанием победы над смертью через воскресение Господа Иисуса Христа. «Благодарение Богу, даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом» 1Кор.15:57. У многих нас возникает вопрос, что такое физическая смерть? Что происходит с человеком, когда он сделает последний вздох и закроет глаза? Некоторые говорят, что смерть – это прекращение жизни и за гранью жизни ничего нет. Другие говорят, что человек после смерти впадает в сонное состояние и его сознание не работает. Правильно ли это? Можно с полной уверенностью на основании многих мест Священного Писания сказать, что это не так. Так что же такое смерть? Смерть – это разделение души и духа с телом. Тело греховное, ветхое возвращается в прах, а дух и душа, как бессмертная сущность человека идет в определенное место в зависимости от жизни на земле. Если человек был христианином и жил на земле со Христом, он идет в место, где все святые во Христе или в так называемый рай. Если же человек в жизни на земле жил без Христа, то он идет в место, где все грешные люди или в так называемый ад. Рай и ад – это место временного пребывания душ до воскресения мертвых. Есть два воскресения мертвых – воскресение праведных во Христе и воскресение неправедных для осуждения. Знание этих вопросов укрепляет нашу надежду и дает нам сил встречать смерть, как блаженный переход в обители Христа и не смущаться никаких обстоятельств в нашей жизни, связанных со старостью, болезнью и самой смертью.

Предсмертное озарение.

Бессмертная душа христианина постоянно находится, хотя и не всегда осознанно, в близком соприкосновении с невидимым духовным миром и Самим Богом. Эта близость с невидимым миром становится еще реальней вместе с приближением смерти. Об этом свидетельствует Священное Писание и отцы церкви. Вместе с приближением смерти происходит также своеобразное душевное просветление, возвращение умирающего к простоте детской веры, что нередко находит отражение даже на лице умирающего. Затем исчезает всякий страх смерти, проявляется полная уверенность в спасении, сознание близости небесной отчизны. Вслед за тем исчезают обычные земные привязанности, даже забота о близких отходит на задний план. Умирающий испытывает только одно желание – как можно скорее оставить эту землю. Иногда умирающий чувствует себя как на горе Преображения. Нередко экстаз умирающего достигает особого вдохновения, подобно вдохновению первомученика Стефана. А что об этом говорит Священное Писание? Вспомним патриарха Иакова, который вместе с приближением смерти созвал всех своих сыновей и озаренный Духом Святым предсказал их будущее и благословил каждого и потомство их.

Высшим пророческим озарением проникнуто предсмертное слово Симеона: «се лежит Сей на падение и на восстание многих  в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу…» — Лк.2:34-35. Апостол Павел в беседе с ефесскими пресвитерами на острове Милите раскрывает будущее после его отшествия: «И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» — Деян.20:25;29:30. О том же, то есть о своем отшествии и его будущем говорит ап. Павел во 2Тим.4:6-8.

Из опыта христиан мы знаем много примеров, когда умирающие, накануне своей смерти, реально видят своего Спасителя или Ангелов Божиих, лица родных и близких, ранее отошедших в вечность. Такие явления и действия являются одним из утешающих нас доказательств нашего бессмертия и вечного блаженства. И в то же время такие явления укрепляют христиан, что мы перейдем долину смерти, преодолеем сомнения и страхи, которые могут иметь место в нас, и войдем в небеса, в дом наш духовный, где ожидают нас спасенные во Христе Иисусе наши братья и сестры ранее нас оставившие нашу грешную землю. Иисус сказал: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к сыну Человеческому» — Ин.1:51.

Смерть и служение ангелов; отношение к умершим.

Мы не знаем, какое участие принимали Ангелы и Архангелы при сотворении мира, но у нас, верующих, нет ни малейшего сомнения в их служении детям Божиим. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» — Евр.1:14. Ангелы являлись патриархам и пророкам, а также простым людям, как Лоту, Агари и другим. Но они никогда не подменяют труд человека-христианина. На основании Священного Писания можно утверждать, что каждый спасенный, принадлежащий к семье Божией, имеет своего Ангела – хранителя. После победы Спасителя над сатаною в пустыне «и се Ангелы приступили и служили Ему» — Мф.4:11. Ангелы служат и нам людям – «умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово, умер и богач, и похоронили его» — Лк.16:22

Только тонкий покров отделяет наш естественный мир от невидимого духовного мира. Этим покровом является смерть. Победа Христа над смертью и адом, сатаною и его ангелами гарантирует нам помощь в трудный час нашей кончины.

При мысли о смерти нашим сердцем в какой-то момент может овладеть чувство неуверенности и страха, но живая вера в нашего Спасителя и Господа, в Его обетования в тот же момент ободряет нас и исполняет нас радостью и благодарением.

В заключение скажем несколько слов о нашем отношении к умершим. Христианское человеколюбие обнимает не только живых, но и мертвых, и прежде всего тех, с кем мы были в близком и длительном общении. Если мы были соединены сердечной любовью с умершими близкими и родными, то любовь к ним не перестает существовать и после их смерти, хотя всякое общение с ними прекратилось; но тем не менее мы находимся в одном царстве Христа, ибо Христос царствует над живыми и мертвыми – Лк.20:37-38. Евангелие от Лк.16:9 дает понять, что в инобытии мы можем встретиться с друзьями, которых мы приобрели здесь, в земной жизни. Апостол Павел не запрещает верующим скорбеть об умерших, но только увещевает, чтобы они не скорбели, как прочие, не имеющие надежды – 1Фес.4:13. Первые христиане «сделали великий плач» по Стефану, первому христианскому мученику – Деян.8:2. Но это, видимо, было первое впечатление о трагической смерти и убиении первого мученика за веру Христову Стефана.

Нас спрашивают, а должно ли нам молиться за умерших, чтобы облегчить их страдания? Если умерший был христианином и жил на земле со Христом, то он не страдает, а радуется в Господе и мы можем только благодарить Господа за наших родных или близких, умерших в Господе и как и сказано в Отк.14:13 – «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними».

А если умер человек, который был вне Христа и церкви на земле, то он уходит с земли непримиренным с Богом и дела его идут вслед за ним. Мы не имеем ни одного подтверждения в Священном Писании, дающего нам основание молиться за умерших, чтобы они получали облегчение от своих страданий. Об этом мы читаем в притче о богаче и нищем в Ев. Лк.16:19-31.

Танатология

Танатология – это учение о смерти, ее причинах и признаках. К области танатологии относится и проблема облегчения предсмертных страданий больного. Этой темой сегодня занимаются медицина, психология, а также мировая общественность. Каждое мгновение нашей жизни приближает нас к смерти. Как жизнь, так и смерть нелегко поддаются разумному определению, но бывает и так, что легче определить, что такое в действительности болезнь, чем, что такое здоровье.

В наше время широко дискутируется проблема эвтаназии – применение обезболивающих средств при тяжелой неизлечимой болезни. Человеку хочется умереть, подобно тому, как хочется заснуть. Многие считают, что облегчение умирания, сокращение предсмертных страданий является просто проявлением гуманизма. Облегчение умирающему посредством отключения его сознания медицинскими препаратами – это одна сторона эвтаназии и она может быть оправдана. Но есть другая сторона эвтаназии по просьбе больного или его родственников, а иногда и самих медицинских работников – это преднамеренное умерщвление безнадежно больных и сокращение их жизни. В этом случае такое действие является убийством или самоубийством. А убийство или самоубийство являются тяжким грехом и посягательством на права Бога, Который распоряжается жизнью человека. Какими бы гуманистическими доводами не аппелировали сторонники эвтаназии о безнадежности участи больного или о рождении ребенка калекой или уродом и лишения его нормальной жизни, мы не имеем морального права с точки зрения христианской этики оправдать преднамеренное сокращение жизни таких больных или убийство их медицинскими препаратами. Жизнь является Священным даром от Бога, и только Он имеет право дать ее и забрать. В подобных ситуациях мы должны молиться Господу, чтобы Он сократил страдания тяжело больных по Своей воле. Бог идет навстречу и решает такие вопросы Сам, как Ему угодно.

 

«Сделай завещание для дома твоего».

Эти слова принадлежат пророку Исайи, которого Господь послал в дом царя Езекии – «сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь» — 4Цар.20:1. Сам Бог как бы был инициатором, чтобы Езекия сделал завещание о разделе своего имущества. Мы знаем, что наша жизнь на небесах, и мы стремимся туда всей душой нашей. Но мы прожили жизнь и у нас остались дети, близкие и наше имущество. Не думать об этом и не сделать это, как должно вовремя, мы не имеем права. Отходя на небеса, мы должны, во-первых, примириться с Богом, а во-вторых, со всеми близкими и родными. У всех необходимо попросить прощение и всех простить. А затем по справедливости написать завещание о разделе своего имущества. Есть общепринятый принцип, что близкими являются жена, муж, дети, а затем внуки и другие родственники и для них должно быть завещано имущество. Но воля завещателя может быть и другой и в это никто не может вмешаться.

Бывают случаи в христианской среде, когда у завещателя нет родственников, и тогда разумным будет дать завещание на свое имущество церкви, в которой мы были членами в земной жизни. Но это воля завещателя и он сам должен рассудить благоразумно и успеть сделать завещание до своей кончины. Несвоевременное решение этого вопроса часто рождает тяжбы, ссоры и обиды между родственниками и близкими, а порою имущество, которое могло послужить церкви, остается государству или попадает в нечистые руки.

 

Поделитесь о нас с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

Темы: Труды пастора Мелюхова А.Д. | Ваш отзыв »

Отзывы