Поиск

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Мета


« | Главная | »

Нравственное богословие. Христианская этика.1

Автор: admin | 26 Фев 2013

Нравственное богословие. Христианская этика.1.

Введение

Нравственные истины стоят ближе к жизни, чем догматические или другие богословские вопросы. Всех людей во все времена волновали вопросы о том, что делать и как жить, в чем высший смысл и цель жизни человека.

В данном предмете мы рассмотрим основные вопросы христианской этики, руководствуясь учением Евангелия.

Часто задается вопрос: что значит быть христианином? Среди многих ответов наиболее достоверным будет – быть христианином – значит, в своей жизни следовать за Христом, руководствоваться учением Христа в повседневной жизни. Великий последователь Христа – ап. Павел призывает христиан так следовать за ним, как он сам следовал за Христом. Внешнее подражание Христу без обновления внутреннего человека Духом Святым будет малополезным. Святой Дух или Дух Христов – это активная, постоянно действующая в нас сила Божия, изменяющая нашу жизнь в жизнь Христа или в жизнь в духе во Христе Иисусе. Дух Святой формирует в нас нового человека, «созданного по Богу, в праведности и святости истины» Еф.4:24

Основные вопросы Христианской этики

1. Сущность и задачи этики.

Этика – это учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях друг к другу и обществу.

Слово «мораль» происходит от латинского «mores», что в переводе на русский означает «обычаи, нравы, нравственный». Греческое слово  ἦθος  «ethos» тоже означает по-русски «нравы». От него произошло понятие «этика» — наука о морали, теория морали.

Этика делится на две части: на практическую и теоретическую.

Практическая этика рассматривает вопросы, касающиеся практической стороны и применения этики в жизни.

Теоретическая этика – есть учение о смысле жизни и духовных моральных ценностях.

Задача христианской этики заключается не в том, чтобы исследовать происхождение добра и зла, а в познании самого добра и зла.

Человек, согласно Христианской этике, есть не только физическое существо, но и духовное. Он принадлежит двум мирам и главным является духовная сущность и через свою духовную сущность познается весь мир человека во свете Божественного Учения Евангелия. Нас будет интересовать только христианская этика.

2. Структура  христианской этики.

Христианское учение о нравственности имеет своим источником откровение Слова Божия и в особенности его центральную божественную личность – Иисуса Христа. Он оставил нам не только Свое учение, но и «пример, дабы мы шли по следам Его» —

 1 Пет.2:21. Жизнь Христа является примером для всех поколений. Никто на земле не мог изобличить Христа во грехе – Ин.8:46, даже враги Его не находят в нем «никакой вины» — Лк.23:4. Иисус в Нагорной проповеди сказал: «так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» — Мф.7:17. Таким образом, качество плодов зависит всецело от дерева. Изменение внешних условий жизни не изменяет природу человека. Сам человек должен измениться. Это коренное изменение внутреннего человека совершается через покаяние и возрождение свыше. Только вместе с изменением природы человека изменится и его поведение. Измененный, возрожденный человек сможет принести плоды. Известный реформатор Христианства Мартин Лютер писал о себе: «благодаря только смерти сына Божия Иисуса Христа я обрел новую жизнь». В душе каждого человека идет борьба между старой греховной природой и новым внутренним человеком. И только благодаря благодати Божией во Христе Иисусе возможно одержать победу над старой, внешней природой человека, живя не по плоти, но по духу. Только новая жизнь дает возможность осуществить на практике христианскую этику, потому что христианская этика – это этика человека, возрожденного к новой жизни, перешедшего «из смерти в жизнь».

Брак и семья во свете Священного Писания.

Высокий идеал христианского брака.

Согласно Библии, семейная жизнь возникла в Эдемском саду. Через брак Адама и Евы Бог имел план населить землю человеческим родом. Брачный союз, установленный Богом до грехопадения, сохраняет и теперь свои райские черты. Сатана через грехопадение первых людей имел намерение разрушить план Божий о населении земли родом человеческим. Но Бог осуществил Свой план, хотя последствия грехопадения имеют свое место на протяжении истории человечества.

Грех Каина не прервал развития семьи: «и пошел Каин от лица Господня… и познал Каин жену свою» Быт.4:16-17. Далее о потомках Каина сказано: «и взял себе Ламех две жены» — Быт.4:19. Таким образом, Ламех первый ввел обычай двоеженства. С тех пор проблема брака и семьи стала одной из главных проблем земной жизни человека. И поныне часть человечества идет «Каиновым путем» любви, неодухотворенной свыше. Утерявшая духовное начало и приниженная до плотского вожделения, любовь не может принести счастье. Не принесла счастья такая любовь и самарянке, у которой было шесть незаконных мужей.

01.2_РукиС приходом Иисуса Христа на землю и открытием учения Нового Завета в этом мире стали утверждаться совершенно новые моральные ценности и правила, в том числе и в понимании брака. Супружеская любовь в христианском понимании – это слияние трех начал: духовного, душевного и телесного. Истинная супружеская любовь – это не просто чувство в ряду других чувств, а непреодолимое влечение, изменяющее человека. Это еще  мы видим в жизни Иакова, который любил Рахиль: «и служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» — Быт.29:20. Любовь в новозаветное время приобрела совершенно новые свойства. Любовь – это прежде всего отдача, а потом приобретение. Брачный союз двух становится счастьем и радостью, когда в его основу положена такая любовь, которая сначала отдает, а затем приобретает. Христианский идеал брака стал примером для многих нехристианских народов. Несмотря на высокий идеал христианского брака, дающего счастье и радость в супружестве, проблем брака и семьи становится в настоящее время все больше и больше, в том числе и в христианских семьях. Мы повторяем главную мысль, что христианский брак зиждется на учении Христа и Его обетованиях. Христос, возрождая и преображая духовно верующего человека, возрождает также брачный союз, избавляя его от самого страшного разрушителя – эгоизма, которому больше всего подвержена невозрождённая природа человека.

Учение Церкви о браке.

christian-marriage_2В учении Церкви о браке нет полного единства взглядов. В раннехристианской церкви стал распространяться взгляд, что воздержание от семейной жизни более угодно Господу, чем супружество. Люди, распространявшие такие взгляды, основывались на словах ап. Павла: «хорошо человеку не касаться женщины» — 1Кор.7:1. «Безбрачие – лучше, чем брак» — так учили некоторые. В ХI веке в римско-католической церкви был введен так называемый целибат – обет безбрачия для духовенства и монахов. Позже Мартин Лютер в своих церквах после Реформации отменил целибат, хотя в католической церкви он действует и в настоящее время. Споры о том, что лучше брак или безбрачие продолжались долгое время. Мысли о безбрачии высказывались и в Апостольские времена, но ап.Павел осуждал лжеучителей, возбранявших женитьбу из презрения к браку. Брак – есть божественное установление и поэтому его защищали как Апостолы, так и учителя и отцы церкви во все последующие времена.

Ветхий Завет о браке.

Согласно книге Бытие, цель брака двоякая – умножение и сохранение рода человеческого – Быт.1:27-28 и взаимная помощь супругов в прохождении земного поприща – Быт.2:18. Затем после падения человека, появилось еще и третье: обуздание возникших в человеческой природе греховных похотей и чувственных влечений – 1Кор.7:1-19. Божественная благодать, освящающая брачный союз, во всем содействует достижению всех трех целей брака.

После потопа Бог снова утвердил брачный союз, освятив его, как и в начале: «и благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» — Быт.9:1. Моногамный брак, т.е. брак одного мужчины и одной женщины был выражением воли Божией. Но люди нарушали волю Божию о моногамности брака. Это подтверждает история человечества и в том числе и Библия. По Библии мы видим примеры полигамии – наличие нескольких жен у одного мужчины. Примером тому являются патриархи, цари и другие вожди народа Божия. Бог терпел такое отношение к браку, а затем через Иисуса Христа высказал Свою волю о назначении брака. «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» — Мф.19:8.

Новый Завет о браке и семье.

С пришествием Христа на землю и провозглашением Его учения брак снова обрел свое первоначальное достоинство, как изначальное Божие установление.

01.3_Самое главное-семьяСемья является главной единицей человеческого общества, в которой рождается, воспитывается и формируется человек как образ и подобие Бога. Вот почему Господь благословляет семью, и брак возвысил до образа соединения Христа и церкви: «тайна сия велика…» — Еф.5:32.

Христианская этика выделяет в супружеской любви две стороны: естественную (природную) и духовную. Природное начало проявляется как предпочтение одного любимого существа всем другим. Это начало не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Однако, несмотря на свою важность, оно является лишь предварительным элементом. Силой же, которая наполняет любовь истинным содержанием, определяет ее глубину и величие, является духовное начало. Супружеская любовь – это телесная и духовная близость, дружба и взаимное уважение. Телесное влечение со временем угасает, но духовная близость, внутреннее чувство любви как проявление тайны Божией, не только остается неизменным, но с годами возрастает. Даря друг другу любовь, супруги получают ее обратно приумноженной и обогащенной. Новый Завет  во многих местах говорит о необходимости любви и ее возрастания в сердцах супругов и всех. «Достигайте любви» — 1Кор.14:1; «Мужья, любите своих жен…» — Еф.5:25. Но самой большой радостью супругов в их земном пути являются дети, которым они отдают лучшие годы своей супружеской жизни.

Семья, взаимоотношения в семье, воспитание детей.

«…Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего». Пс.100:2.

christian-marriage_5Семья является очагом, где тесные узы связывают детей и родителей, где человек берет свои первые уроки истинной любви и добра, где все способствует его нравственному и духовному развитию. Основы личности формируются в семье. Если молодой человек не любит и не почитает своих родителей, будет ли он любить и уважать свою невесту или жену?

Христианский дом – это питомник христианских добродетелей и идеалов. Семья в Священном Писании уподобляется цветущему саду, за которым необходимо непрестанно ухаживать и наблюдать. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» — 1Тим.5:8. Забота должна быть как о земном, материальном, так и о духовном. Христианство начинается с семьи, с дома. «Я и дом мой будем служить Господу» — Нав.24:15. Такая же мысль выражена в Послании ап.Павла – «епископ должен быть непорочен… хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью» — 1Тим.3:4.

Это наставление не утратило его значения и в настоящее время. Ведь то, что ребенок приобретает в семье в ранние годы, останется с ним на всю жизнь. Очень важная забота родителей состоит в том, чтобы возбудить в ребенке сознание необходимости жить с  Богом, открыть сердце Богу и научиться молиться и читать Слово Божие, которое взрастит живую веру в сердце ребенка и принесет хорошие плоды. Дети наши – это не только члены семьи нашей, но и бессмертные души, врученные нам Богом. Поэтому дети принадлежат Богу, а потом и нам. Родители должны вложить в сердца детей, что самые счастливые люди на земле – это те люди, которые знают Бога, как Отца и Господа Иисуса Христа, как своего Спасителя. Дети должны быть научены Царству Небесному, как реальной сущности, которая придет в судьбе каждого человека. И в то же время дети должны знать и о том, что ожидает людей, которые пренебрегут любовью Божией и не примут Иисуса Христа в свою жизнь. Родители должны показывать хороший пример детям через свою жизнь и веру и, конечно, постоянно молиться за своих детей. Воспитание в духе добра, любви и кротости приносит лучшие плоды, нежели принуждение и наказание. Наказанием не должно пренебрегать, но наказание должно быть справедливым и в духе любви, а не злобы и ненависти.

Проблемы семейной жизни.

Брак – это не продолжение добрачной жизни, а совершенно новое состояние, когда жить вместе приятно и радостно, но не всегда легко. Сначала супруги любят друг друга и этого достаточно. Однако позднее обнаруживается, что требуется определенное воспитание, чуткость и даже жертвенность. И этому надо учиться. Через время супружеская любовь претерпевает изменения и особенно, когда появляются дети. Любовь к детям становится на первом месте, а затем уже к мужу. Это не проходит незаметно для мужа, и возникают конфликты и проблемы. Долг старших, родителей и особенно служителей церкви вовремя замечать это и подсказывать, что всему свое время и место и что любовь супругов со временем должна не уменьшаться, а наоборот расти друг ко другу.

01.4_проблемы_01Большой проблемой в отношениях супругов является непонимание интересов друг друга. А это происходит от эгоизма, которого так много у обеих сторон. Кто-то сказал, что брак – это соревнование двух эгоизмов. Только христианская любовь, в основе которой жертвенность и отдача друг другу, помогают победить плотской эгоизм и избежать многих недоразумений и недопониманий.

Индивидуальные особенности людей и их характеров являются также часто камнем преткновения в отношениях. Одни активны, подвижны, эмоциональны, другие пассивны, медлительны, инертны, вялые в движениях и речи и это служит поводом к раздражению и неустройству. И как правило начинается воспитание друг друга под свой характер, темперамент и свой образец. Добрых результатов в таком воспитании мало. Важно понимать, что одинаковых людей нет и, что поведение людей зависит от их характеров. Замечено, что существуют 4 основных типа темпераментов или характеров:

1. Сангвинический – живой, жизнерадостный.

2. Флегматический – холодный, с медленной восприимчивостью, спокойный.

3. Холерический – энергичный, страстный.

4. Меланхоличный – замкнутый, склонный к глубоким переживаниям, к угнетенному настроению.

В этом смысле все люди – это сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики. Психологи учат, что нельзя считать, что какой-то характер хороший, а какой-то плохой. Все характеры хороши и нужно научиться принимать друг друга такими, какие мы есть. Этому учит нас Слово Божие. Оно учит нас любить друг друга, уважать, ценить, снисходить, стараться понимать друг друга и более  того, любовь отдавать себя друг другу.  Семейному кораблю, в котором такие отношения нестрашны никакие бури.

Немаловажным в семейных отношениях является и вопрос о том, кто глава в семье. Очень много споров по этому вопросу. Но нельзя забывать Слово Божие, которое отвечает прямо на этот вопрос: «Глава жене – муж…» — 1Кор.11:3. Кто не подчиняется этому месту слова Божия, тот не подчиняется Богу, а непослушание никогда еще не давало хороших плодов. Рассуждая на эту тему, мы не склоняемся к отрицанию учения ап. Павла, что во Христе все равны и нет мужеского и женского пола. Мы не провозглашаем в семье «единоначалия» и «диктаторства», мы не стоим на букве, но думаем, что отношения, основанные на любви и послушании, и принесут хорошие плоды. Можно сказать, что во Христе муж и жена равны, но не тождественны. У каждого своя отличительная сущность и роль и ее нужно выполнять.

01.5_детская рука_01Остается сказать несколько слов о рождении детей. И первый вопрос – являются ли дети безусловным благословением в семье. Кто-то сказал, и на это надо обратить внимание: «дети, безусловно, являются даром небес, но иногда их рождение является не приобретением от Господа, а самовольным похищением». Родители ответственны пред Богом не только за рождение детей, но и за их воспитание и в первую очередь вложить в сердца и умы детей любовь друг ко другу и к Богу. Каждый ребенок – это бессмертная душа и она должна принять Христа, как Господа, для своего спасения. И очень часто случается в жизни, что дети являются не только предметом радости, но и причиной скорбей и переживаний. Всегда в христианских обществах обсуждается вопрос о деторождении или о так называемом стихийном материнстве или о регулировании семьи. Однозначного мнения нет. Есть сторонники стихийного материнства и, как правило, в таких семьях много детей. Есть и сторонники регулирования семьи. Все зависит от воспитания и учения церкви, от согласия супругов, от жизненных обстоятельств в семьях и от решения перед Богом супругов, какой путь они изберут для себя.

О разводе.

При рассмотрении вопроса о разводе нельзя ограничиваться только некоторыми отдельными текстами Священного Писания. Нельзя ссылаться только на Ветхий Завет. Очень важно совместить все места Священного Писания. Следует также знать, что самое полное знание евангельских принципов, касающихся брачных и семейных отношений, не могут полностью охватить всю сложность и разнообразие семейных ситуаций и конфликтов. Поэтому при рассмотрении церковью конфликтных ситуаций необходимо принимать во внимание конкретные обстоятельства сторон, учение церкви, не противоречащее учению Слова Божия.

Христос о разводе

Учение Иисуса Христа о разводе кратко изложено в трех Евангелиях: Мф.5:31-32; 19:3 -12; Мр.10:2-12; Лк.16:18.

Читая Евангелия Марка и Луки, без связи с Матфеем, можно сделать вывод о полной невозможности расторжения брака, в то время как два места Евангелия от Матфея5:31-32 и 19:9 – содержат так называемую оговорку (разъяснение) «кроме вины прелюбодеяния», на основании которой можно сделать вывод, что Христос не допускал никакой другой причины к расторжению брака, «кроме вины прелюбодеяния».

Вина прелюбодеяния признается Христом достаточно законной причиной для развода. Что касается вступления в новый или повторный брак невинной стороны, то это является логическим последствием развода, хотя прямых конкретных слов об этом мы не имеем. Этот вопрос решается индивидуально с учетом духовности и взглядов церкви. Подтверждение такому пониманию мы находим на примере Коринфской церкви, где вступление в новый брак для невинной стороны не повелевается, но и не запрещается – 1Кор.7:15.

Учение апостола Павла о браке.

В седьмой главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел дает ответы на самые трудные вопросы новообращенных. Некоторые из них считали, что истинному христианину в ожидании скорого пришествия Христа вообще не стоит вступать в брак. Ап.Павел как бы положительно отвечает на этот вопрос – «Ибо желаю, чтобы все люди были как я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» — 1Кор.7:7.

Другие сомневались, могут ли верующий и неверующий супруги продолжать совместную жизнь. Таким ап.Павел отвечает: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласно жить с ним, то он не должен оставлять ее» 1Кор.7:12; То же самое касается и жены верующей – 1Кор.7:13-14. Если же неверующая сторона хочет развестись, пусть разводится. И в таком случае совет ап. Павла имеет положительный ответ верующей стороне: «брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» — 1Кор.7:15. Слово «не связаны» означает, что нет брачных уз и верующая сторона освобождается от прежнего брака и имеет право вступать в новый брак.

Еще ап. Павел рассматривает и другие случаи в отношении брака.

1. 1Кор.7:8-9– в отношении безбрачных и вдов – оставаться им, как ап. Павел

2. 1Кор.7:10-12 – в отношении находящихся в браке – не разводиться ни мужу, ни жене, а если разведутся, то должны оставаться безбрачными или примириться через время и восстановить брак.

3. 1Кор.7:25-28– в отношении девства ап. Павел говорит, что не имеет повеления от Господа, но дает советы: «за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так: соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит».

В основе всех этих советов и ответов просматривается состояние ап. Павла, что время коротко и скоро придет Господь, а поэтому вопросы брака как бы отодвигаются на второй план, а на первое место становится вопрос духовной жизни и ожидание скорого пришествия Господа. «А я хочу, чтобы вы были без забот…» — 1Кор.7:32. Делая вывод о таких размышлениях ап. Павла, мы можем сказать, что духовный взор ап. Павла всецело устремлен в будущее и временную, в том числе и брачную жизнь ап. Павел ставит на второй план. Только примерно через 10 лет в послании к Ефесянам ап. Павел возвышает брачный союз до высокого образа соединения Христа с Церковью – Еф,5:31-32.

Нельзя не отметить еще одну важную мысль о брачной жизни в послании ап. Павла к Коринфянам. Она высказана в стихах – 1Кор.7:17-24. Основная мысль – «только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал» — 1Кор.7:17. Здесь глубокий смысл милости Божией к каждому человеку. И если Бог призывает человека с трудной судьбой по отношению к браку, то нужно считаться с милостью Божией и не спешить перекраивать судьбы людей на свое понимание и свой взгляд на брак. Такая осторожность должна быть исходя из рассуждения, чтобы не повредить.

Новый или повторный брак.

В этом вопросе нет одного взгляда и мнения. Есть сторонники, которые категоричны и считают, что повторные браки не могут иметь места, ссылаясь на тексты Священного Писания: Марка 10:11-12 «…кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее. И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует».

Рим.7:2-3 «замужняя женщина привязана законом к живому мужу… и если при живом муже выйдет за другого называется прелюбодейцею».

Есть и другое мнение, где богословы и служители ссылаются на следующие тексты: Мф.5:32; Мф.19:9; 1Кор.7:15 – согласно которых можно сделать один логический и справедливый вывод – в случае развода за вину прелюбодеяния одного из супругов, невиновная сторона имеет право вступать в брак. Что касается виновной стороны, то она не имеет права на новый брак. Высказывая суждение о возможности невиновной стороны вступать в новый брак, сторонники этого взгляда основываются на позиции, что развод без свободы вступления в новый брак не имел бы смысла и слова Христа «кроме вины прелюбодеяния» были бы лишены смысла. Иудеи В.Завета и фарисеи Нового Завета, спрашивая у Христа о разводе, естественно имели в виду и следующую часть развода – это вступление в повторный брак. Не только Бог, но и люди не имеют права ставить на одно положение виновную и невиновную сторону. Поистине можем ли мы ставить знак равенства между лиходеем и его жертвой, между вероломством и преданностью? Грех остается на согрешившем и не может быть перенесен на невинную сторону.

Иногда ставится вопрос, допустим ли развод по другим причинам, кроме вины прелюбодеяния и умышленного оставления, т.е. по причинам прямо не указанным в Слове Божием. Эта тема часто обсуждается на христианских конференциях, и встают такие жизненно-важные вопросы, как: бесчеловечная жестокость, алкоголизм, тяжелые уголовные преступления, преднамеренное сокрытие телесных и умственных дефектов.

Действительно, как можно связать свою жизнь с человеком, который с самого начала супружеской жизни стал на путь обмана или грубых преступлений? Решение этого вопроса зависит от обиженной невиновной стороны после глубокого молитвенного состояния и готовности принять решение, посоветовавшись со служителями церкви. Иногда спрашивают, бесплодие одного из супругов является ли основанием другой стороне ставить вопрос о разводе. Однако бесплодие с христианской точки зрения не может рассматриваться, как причина для развода, ибо дети – это дар Божий.

Самым трудным вопросом в церковной жизни является рассмотрение вопроса смешанных браков, когда люди приходят в церковь, имея уже несколько браков или члены церкви, нарушая святость брака, впадают в прелюбодеяние, оставляют своих жен или жены мужей, а затем каются и приходят снова в церковь, имея уже новые повторные браки. Рассмотрение таких вопросов должно быть в соответствии со Словом Божиим и церковным учением, защищающим святость брака. Необходимо делать попытки восстановить первоначальные браки, разъяснять людям требования Слова Божия. Но и с другой стороны, церковь не может закрыть дорогу людям с трудными судьбами к Богу, указывая им на Божию любовь и милость, и что кровь Христа может омыть всякий грех, в том числе и грех закона святости брака и дать надежду людям на спасение. Грех прелюбодеяния, неверности и вероломства имел место в народе Божием Израиле, но Бог, наказывая, прощал и снова восстанавливал как отдельных людей, так и весь народ. Милосердие Божие в Новом Завете не уменьшилось, но увеличилось во много раз через жертву сына Божия Иисуса Христа.

В заключение нашего рассуждения на такие нелегкие вопросы хотелось бы кратко остановиться на вопросах законодательства страны, на праве и морали, касающихся брака и семьи. Законы брака и семьи регулируются законом страны о браке и его христианам необходимо исполнять, если он не противоречит Слову Божию.

— Закон придает юридическую силу только зарегистрированному браку.

— Супруги имеют равные юридические имущественные права.

— Полное равенство родительских прав сохраняется в отношении детей.

— Супруги обязаны материально поддерживать друг друга в случае болезни, инвалидности и старости. Особо охраняются интересы матери и детей. Некоторые вопросы прямо не освящены в Слове Божием, но их нужно знать и стараться выполнять . Вот некоторые из них:

— Для вступления в брак необходимо взаимное добровольное согласие и достижение брачного возраста.

— Не допускается заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии.

— Не допускаются браки между лицами, из которых хотя бы одно страдает душевной болезнью или слабоумием.

— нельзя совершать брак стороне, которая виновна в прелюбодеянии или умышленном оставлении своей семьи.

Закон страны сочитывает лиц, сожительствовавших до регистрации брака, признавая их детей законными. Христианский брак таких лиц может быть совершен после их глубокого и искреннего раскаяния.

— нельзя обойти и такой вопрос, как возраст вступающих в брак. Хотя Священное Писание и закон страны ничего не говорят об этом, тем не менее, нельзя не считаться с законами природы и менталитета людей. Поэтому в случае большого возрастного несоответствия делать это надо после серьезных бесед и наставлений. Итак, на основании Слова Божия можно утверждать следующее.

Брак есть установление Божие – Быт.1:27-28.Его цель двоякая: умножение и сохранение человеческого рода и взаимная помощь. После грехопадения человека к этим двум целям брака присоединилась и третья – обуздание возникшей в человеческой природе греховной похоти – 1Кор.7:2,9. С этим фактом также необходимо серьезно считаться во всех брачных вопросах.

Брак основан на различии строения мужа и жены, которое является делом рук Божиих. Господь Иисус Христос подтвердил первоосновные положения брака – Мф.19:5; Мр.10:8 и сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» — Мф.19:6. Во-вторых, ни одно место в Священном Писании не высказывается за развод или за оставление жены или мужа. Наоборот, Библия и особенно Новый Завет подкрепляет учение о нерушимости и единичности брака до смерти одного из супругов.

В-третьих, расторжение брака и новый брак для невиновной стороны возможны по двум причинам:

Первая – измена супружескому союзу (прелюбодеяние, сексуальная распущенность, аморальность) одного из супругов;

Вторая – сознательное, предумышленное оставление неверующей или верующей стороной своего супруга (супруги) – 1Кор.5:15. Если после увещевания виновная сторона все же отказывается от совместной супружеской жизни, в обоих случаях расторжение брака следует рассматривать скорее как позволение, а не как повеление.

Необходимо с большим терпением и сочувствием относиться к тем, кто оказался в тяжелом, безвыходном положении, нарушив законы святости брака. Церковь должна проявить понимание к людям, сохранить учение Библии о браке и в отдельных случаях найти решение сложных вопросов, уповая на Божию милость, на Божию любовь и связать на земле то, что кажется невозможным связать, ибо Господь дал право церкви – «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе Мф.18:18. Эту мысль Господь Иисус подтвердил своим ученикам и после Своего воскресения – «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» — Ин.20:23.

Нравственные основы.

Христианская этика, учение о правильных поступках имеет свое основание в обновлении личности человека, которое он переживает через веру во Христа – «кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь все новое – 2 Кор.5:17. Только новый человек стремится любить Господа и исполнять заповеди Его – «кто любит Меня, тот соблюдет Слово Мое» — Ин.14:23.

Новая жизнь во Христе проявляется в следующих признаках:

1. Решительность

Мы проявляем свою духовную решительность:

— к Христу, главе Церкви, дисциплиной подчинения Его воле;

— к Телу Христову, церкви, своим решением отдавать себя служению в ней;

— к делу Христову своей верностью в использовании доверенных нам даров и в исполнении порученных нам обязанностей.

1.1. Духовная дисциплина

Мы решительно следуем Иисусу Христу. Поэтому мы выделяем необходимое время для регулярного изучения Библии, для молитвы, для поста, для свидетельствования и для восхваления Бога. Для духовного роста мы работаем с Библией. Познанием Слова Божия мы укрепляем свою личную веру. Таким образом, мы подготавливаем себя к духовному труду, чтобы быть готовыми научать других людей и вести их к вечной правде в Иисусе Христе. Регулярной молитвой мы выражаем благодарность и доверие Богу, дающему нам все добрые дары. Этим мы признаем свою полную зависимость от Него как в своих личных нуждах, так и в нуждах других людей.

В молитве мы можем принести Господу все наши ошибки, слабости, неудачи, потому что Он в Своем Слове гарантировал нам прощение.

В молитве мы исполняем наказ нести нужды наших близких, ходатайствовать перед Богом и приносить прошения за них. В постах наша молитвенная жизнь развивается. Такие времена укрепляют и оживляют наше общение с Богом. При этом мы ищем уединение для размышления о страданиях Христа и об искуплении совершенном Им. Это время учит нас сдержанности и самообладанию.

Являясь последователями Христа, мы призваны быть Его свидетелями. Поэтому мы повсюду исповедуем Его имя и свидетельствуем словом и всей нашей жизнью об обновляющей силе Евангелия.

Одной из главных обязанностей в духовной жизни является поклонение Богу в духе и истине. Оно должно иметь место как в наших личных молитвах наедине, так и на наших собраниях. Поклонение Богу имеет единственную цель: восхвалять и славить нашего Господа Бога. При этом мы не ищем личной выгоды, нашим желанием является лишь хвала и величие Господа. И все же в поклонении есть великое таинство, благодаря которому в нашей жизни все явственней становится щедрость Его благодати.

1.2. Верность церкви.

Новый Завет не признает Христианства вне Церкви. Тот, кто избирает для себя стезю последователей Иисуса, вступает в тесные, обязательные отношения с Церковью, причем не только со Вселенской, а именно с конкретной поместной церковью, в которую Бог хочет его поместить.

В церкви христианину преподается здравое учение. Здесь он познает основы веры и учится применять их в жизни. Таким образом, он растет в познании и в вере, готовясь к служению Господу и несению ответственности в Его Царстве.

В Библии ясно показано огромное значение Церкви, и мы познали, что каждый христианин является живым камнем храма Господнего. Поэтому мы стремимся к следующему:

— мы активно участвуем в жизни церкви, практикуя таким образом истинную христианскую общность.

— мы также постоянно участвуем в собраниях церкви, чтобы совместно славить Господа, молиться, слушать Слово Божие и служить другими дарами, полученными от Господа.

— мы поддерживаем церковь в ее многочисленных сферах деятельности с радостью в сердце и всеми силами, из любви к Господу верны в приношении пожертвований и десятины.

— мы добровольно и гармонично подчиняемся порядкам церкви и почитаем призванных Господом служителей и руководителей церкви, которые в свою очередь не господствуют над церковью, а служат Господнему стаду, будучи во всем духовным примером.

— мы во всех отношениях стараемся способствовать духовному авторитету и благу церкви; поэтому мы избегаем общения со всевозможными темными и сомнительными кругами, группами и организациями.

1.3. Разумные домоправители.

Чтобы делом доказать нашу принадлежность Христу, мы стремимся быть разумными домоправителями. Библия высоко ценит такие добродетели как скромность и бережливость. Она решительно осуждает грехи расточительства и бахвальства. Будучи разумными домоправителями, мы со всей ответственностью применяем наши естественные дарования, данные нам Господом: время, здоровье, таланты, способности, деньги и прочие, за использование которых мы несем ответственность перед Богом.

В нашем обществе бессмысленно тратится много времени и денег. Нашим стремлением является разумное использование этих даров. Как все наше рабочее, так и свободное время мы хотим использовать во славу Господа. Неиспользованное время не только понапрасну растрачено, но, как правило, влечет за собою вредные последствия. Свободное время, проведенное во славу Бога или, по крайней мере, согласно духовным основам, приносит пользу во всех сферах нашей жизни.

Нашим имуществом и деньгами мы также хотим восхвалять Христа. Независимо от того, много или мало нам дано, если мы всем тем, что нам дано, распоряжаемся в соответствии с христианскими добродетелями, такими как верность, скромность, трудолюбие, бескорыстность, гостеприимство, щедрость, бережливость, то Бог сделает нас способными разумно обходиться с этими дарами. Тем самым мы ими почитаем Господа, а Он благословляет нас и охраняет от пороков жадности и расточительства.

2. Беспорочность

В Иисусе Христе мы стали новыми созданиями. Отныне нами руководит Дух Святой, через Которого мы прославляем Бога нашим телом и духом. Руководимые Духом, мы не станем более совершать дела ветхого человека, напротив мы стремимся способствовать росту в нас нового человека в Иисусе.

2.1. Мы прославляем Бога нашим духом.

Иисус Христос дал нам обновление в сущности нашей личности. Он дал нам новое сердце и новый дух. Центр нашего мышления, чувств и желаний стал свободным и новым. Наше сознание меняется и наполняется новыми мотивами: праведными мыслями, добрыми чувствами, духовными желаниями во славу Господа. Обновленные духом, мы жаждем все больше иметь от Хлеба Жизни и от Света библейской истины. Мы слушаем, читаем, рассматриваем только то, что способствует росту и утверждению новой жизни в нас. В то же время мы игнорируем литературу, музыку, телевизионные передачи, театральные представления, фильмы и прочие влияния, от которых исходит противобожественный, разлагающий и безнравственный мирской дух.

2.2. Мы прославляем Бога нашим телом.

Наше тело, искупленное и освященное Иисусом Христом, стало храмом живущего в нас Святого Духа. Как испорченность грешника проявляется в его внешнем облике, так и в обновленной сущности верующего ясно в практической жизни, что Иисус Христос дал нам новое сердце и новый дух. Хотя наше тело стало инструментом Святого Духа, оно постоянно находится в борьбе с искушениями Адамовой природы, своей плоти. Живущий в нас Святой Дух дает нам силу побеждать искушения, учит нас сдержанности и делает нас способными жить беспорочно. Живя по духу, мы отложим ветхого человека со всеми его похотями: завистью, ненавистью, гневом, болтливостью, сплетнями, ссорами, ленью, ложью, воровством, тщеславием, жадностью, скупостью, идолослужением, непотребством, распрями и прочим. Мы облечемся в нового человека, созданного по образу и подобию Божьему и живущего в праведности и святости. В то же время мы предохраняем себя и свое тело от излишних искушений, применяя те защитные средства, которые Бог приготовил для нас. Что это за средства?

2.2.1. Библейская этика

Мы подвергаемся искушениям во всех сферах нашей жизни, особенно в сексуальной. Половое влечение дано человеку Богом. В Слове Божием даны ясные указания, как человек должен обходиться с этим даром, чтобы он принес человеку пользу и благословение. Если мы в нашей жизни руководствуемся принципами библейской этики, мы сможем и в сексуальном отношении вести богоугодную жизнь и сохранить свое тело и свой дух от осквернения грехами разврата. Кроме того, мы своей жизнью согласно библейской морали указываем нашему обществу или, по крайней мере, искренне ищущим людям выход из общепринятой безнравственности.

Библейская этика учит, что любовь между мужчиной и женщиной – это дар Божий. Эротическая притягательность между мужским и женским телом является частью этой любви. Как правило, Библия приветствует эти отношения, если они чисты и беспорочны.

Согласно Писанию, любые интимные половые отношения допустимы лишь исключительно в брачной жизни. В связи с этим предельно четко дан наказ и размножения. Но мнение, что половая жизнь должна служить лишь этой цели, противоречит Библии. При разумном распоряжении она является нормальной предпосылкой для здоровых семейных отношений. В Библии нигде нет намека, что постоянное воздержание в браке указывает на особую духовную зрелость или, что таким образом можно ее достичь. Напротив, Слово Божие предостерегает от опасности такого мнения. В то же время Писанию совершенно чуждо и преувеличение роли половой жизни. Хотя половые отношения оправданы исключительно в браке, не они являются главным содержанием христианского брака, а соблюдение во всех сферах жизни принципов веры в Иисуса Христа.

Слово Божие со всей серьезностью указывает на опасность и власть сексуального соблазна, а также на его разрушительные последствия. Оно решительно и со всей строгостью осуждает любого рода сексуальные действия и нравы, безнравственные эксцессы, которые противоречат моральным устоям Библии.

Половые отношения до или вне законного брака были запрещены в Ветхом Завете и совершенно немыслимы для верующих Нового Завета. Интимные отношения вне брака являются блудом и осуждаются Богом.

Прелюбодеяние, проституция, инцест, лесбийская любовь, гомосексуализм, содомия – все это в глазах Господних разврат, который по закону Ветхого Завета был строжайше запрещен и наказывался смертью.

Согласно учению Нового Завета, развратникам также нет места в Царстве Божием. Если член церкви предается разврату, он должен быть исключен из церкви. Эта мера наказания дана, как для защиты церкви, так и для предоставления падшему возможности к покаянию.     

Бог готов дать прощение и обновление впавшим в грех разврата, если согрешивший от всего сердца осудит свой грех, покается и обратится. Однако следует обратить особое внимание на то, что Библия делает радикальное различие при оценке распутства, совершенного христианином или безбожником. Глубоко понимая, что человек легко поддается сексуальному обольщению, Бог увещевает нас со всей серьезностью не только внешне соблюдать нравственные нормы, но всей своей внутренней сущностью избегать греха. Иисус осуждает даже безнравственные мысли. Вожделенный взгляд на лицо противоположного пола Он клеймит как прелюбодеяние. Таким образом, библейская сексуальная этика состоит, прежде всего, не в соблюдении внешних форм приличия, а в освященных внутренних моральных устоях.

2.2.2. Нравственные манеры.

Живя согласно библейской этике, мы развиваем в себе способность, верно управлять нашей сексуальностью перед Богом по отношению к людям и к самим себе. В этой области мы учимся различать, что в наших поступках является богоугодным, что нет, а что ей прямо противоречит.

Способность морального понимания и действия Библия характеризует такими выражениями как беспорочность, целомудренность, благочестие, чистота, умеренность, воздержанность. Соответственно контексту, эти выражения могут обозначать как умеренное применение, так и решительное воздержание. Немалое значение придается и такому, ныне почти забытому библейскому выражению, как «стыдливость».

Стыдливость в наше время считается чопорностью, сексуальной скованностью и старомодной моралью. В действительности же чувство стыда, основанное на библейском учении о нравственности, является Божественной защитой от сексуальных извращений. Когда Адам после грехопадения устыдился своей наготы, Бог не посчитал этот стыд ложным, напротив, видя его желание покрыть наготу, Бог дал ему необходимую одежду. Потребность человека скрывать наготу тела является проявлением Божественного милосердия, помогающего людям жить в обществе по-человечески, в отличие от животных.

Чувство стыда тесно связано с совестью. Как внутренний сторож она предостерегает нас от моральных ошибок. В сравнении со словом «стыд» понятие «бесстыдный» в переводе с еврейского языка обозначает без «нежности», «далеко от чуткого понимания». Таким образом, в слове «стыд» содержится все то, что мы понимаем под выражением «нравственные манеры»: чуткость, такт, сдержанность.

Нравственные устои охраняют нас от морального разложения нашего времени с его губительными последствиями. Безнравственность разлагает человека и приводит целые народы к гибели. Она является ничем иным, как мятежом против Бога и Его доброго порядка. Она начинается уже там, где люди публично частично или полностью обнажают свое тело. Она видна и там, где люди совершенно сознательно всем стилем одежды и поведением хотят подчеркнуть свое сексуальное очарование, возбуждая этим в других чувственные похоти. Безнравственность видна в разнообразных формах развлечений, в которых разжигаются страсти, как например, в танцах, карнавалах, музыкальных фестивалях и других мероприятиях. Пошлые анекдоты, непристойные и двусмысленные выражения, сексуально окрашенная реклама, порнографическая литература и аморальные видеопрограммы, фильмы, телепередачи и постановки – все это явления всеобщей развратности нашего времени. Особенно в последнее время отрицательное воздействие и разрушающую силу морали играет интернет, наполненный всевозможными безнравственными программами, пошлостью и насилием.

3. Достоинство

С Божьей благодатью мы стремимся принести плоды духа, чтобы в нашем поведении все явственней проявлялся характер Иисуса Христа. Окружающие нас люди заметят эти изменения в нашем поведении и таким образом исполнятся уверенностью и доверием к Богу.

3.1. Плоды Духа

Следовать за Иисусом означает, что нашей жизнью управляет Дух Святой. Таким образом плоды Духа, соответствующие качествам характера Иисуса Христа, раскроются в нашем поведении: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание. Только при полном единении в вере со Христом мы сможем принести плоды. Бесплодность будет осуждена, а, принося духовные плоды, мы прославляем нашего Небесного Отца.

3.2. Примерное поведение.

Последователи Христа, в которых видны плоды Духа – это люди внушающие доверие. Они правдивы, надежны, милосердны и смиренны. Они держат свое слово, верны даже в мелочах и в сокровенном, почитают своих братьев и сестер по вере выше себя и стремятся любить своих врагов. Благодаря их примерному поведению они пользуются доверием, как в церкви, так и у окружающих их людей.

4. Самообладание  

Значительным признаком христианского характера и духовной зрелости является добродетель самообладания. Оно может проявиться в той жизни, в которой Святому Духу дано право утвердить господство Христа. Самообладание делает ученика Иисуса способным сдерживаться во всех сферах жизни. В противоположность внешнему соблюдению нравственных норм поведения, самообладание есть признак внутренней дисциплины, которая состоит в осознании Божьего доброго порядка и в моральной силе проявить познанное во всей полноте в повседневной жизни.

4.1. Власть над собственной личностью.

Христианское самообладание проявляется в глубине личности, и в первую очередь – это власть над собственными духовными и душевными силами. Благодаря самообладанию мы становимся способными управлять нашим мышлением. Оно ставит нас в такое положение, что мы можем мыслить рассудительно и в соответствии с основными принципами учения Христа. Отрицательные мысли при этом распознаются и изживаются. Самообладанием мы учимся контролировать свою волю. Через эту внутреннюю дисциплину мы можем мотивировать ее к разумным намерениям и к совершению добрых дел. Бесполезные и вредные желания нашей воли отвергаются.

Через духовное самообладание регулируется и мир наших чувств – уныние, страх, обидчивость, разочарованность мы преодолеваем своим доверием Христу. Мы становимся способными реагировать без преувеличенных или неверных эмоций, не давать места злобе и раздражению. Через самообладание мы учимся жить в душевной гармонии, в которой нашу душу наполняют любовь, радость и мир.

4.2. Властвование – освобождение от оков.

Христос освободил нашу жизнь от господства враждебных темных сил. Живущий в нас Святой Дух дает нам в самообладании силу устоять в этой свободе и делает нас способными воздерживаться от всего того, что нас снова могло бы связать и таким образом осквернить, поработить или даже погубить тело и душу.

Из христианской свободы, из духовного понимания пагубных влияний, из любви ко всем слабым в нашем обществе, которым мы обязаны нашим примером указать путь к Христу, мы воздерживаемся:

— от расточительства

— от чрезмерного и неприличного употребления еды и питья

— от всякого рода азартных игр

— от употребления алкогольных напитков, от курения, а также наркотиков и возбуждающих медикаментов

— от всякого рода гаданий, астрологии, гороскопов, знаков зодиака, гадания на картах, ношения талисманов и т.п.

— от различных лечебных мероприятий, при которых установление диагноза или лечение связано с экстрасенсорными, оккультными силами.

Все эти действия во многих поколениях проявили свою пагубность и противоречие Слову Божьему. Поэтому мы, будучи людьми с духовным самообладанием, принимаем отказ от таких действий не как закон или принуждение, скорее мы видим в этом воздержании доказательство нашей свободы, к которой нас призвал Христос, и в которой мы таким образом сможем устоять.

4.3. Власть над поведением.

Внешнее поведение христианина – это зеркало его внутренней дисциплины. Укрепившееся под влиянием Духа самообладание, посредством которого мы способны регулировать наш темперамент, чувства и желания души, слабость и силу нашего тела, одним словом, управлять собой, по праву можно назвать «приличие» (благопристойность). При наличии этого признака у последователя Иисуса Христа оно проявится во всем его поведении.

Духовное приличие не позволит нам носить в сердце какое-либо предубеждение или неприязненные чувства против ближнего. Это не значит, что мы всегда должны соглашаться с его мнением, даже если оно не соответствует нашему пониманию. Но и тогда, когда мы отрицаем его поведение, взгляды, образ жизни, он должен понять, что мы признаем его как человека и желаем ему всего наилучшего – спасения во Христе.

Духовная дисциплина делает нас способными в обхождении с людьми проявлять такт и чуткость. В то же время в нас развивается способность отличать все то неприличное, с чем ежедневно сталкиваемся в жизни и от чего мы категорически отстраняемся. Зрелый христианин во всем своем поведении, в своей сущности является уравновешенной, здоровой личностью. В его речи нет места для неприличных выражений, его одежда, его внешность также будут всегда приличными и опрятными. К портрету последователя Иисуса Христа, изображенного в Новом Завете, совершенно не подходят экстравагантность, гордость, тщеславие, кокетство, честолюбие. Ученик Иисуса излучает мир, радость и праведность. Во всей своей сущности он уравновешен и сдержан. Все его поведение ориентируется на принципы Священного Писания: «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения… Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям: так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» — 1Пет.2:11-12; 3:1-6.

 

Поделитесь о нас с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

Темы: Труды пастора Мелюхова А.Д. | Ваш отзыв »

Отзывы